Реформирование военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях

В.Ю. Микрюков

 

Результаты комплексного изучения молодых людей показали, что если в 1975 году из числа выпускников средних школ и профессионально-технических училищ проявляли «большой интерес к службе в армии» 78 процентов от общего числа обследованных, то в 1986-м – 63 процента, в 1990-м – 12 процентов, в 2001 году – лишь 8 процентов.

За прошедшее десятилетие выросло целое поколение молодых людей, которые воспринимают службу в армии как потерянные годы жизни. Наряду с этим катастрофически снижается интеллектуальный уровень призывников, резко увеличивается доля молодежи, вовлекаемой в антиобщественную и криминальную жизнь (каждый шестой старшеклассник сегодня употребляет алкогольные напитки, каждый десятый – наркотики).

В осенний призыв 2004 г. в армию отправились 176 393 чел. в возрасте от 18 до 27 лет. Из них: 40% до армии нигде не работали и не учились; 77% имели среднее образование; 80% жители деревень и поселков; 54% имели ограничения по состоянию здоровья.

Весной 2005 г. призывной контингент составил около 1,5 млн. человек. Из них: 9,1% реально пошли служить (157,7 тыс. чел.); 1,5% не явились по повесткам; 35% — студенты вуза; 21,1% — имеют специальные, профессиональные отсрочки и непогашенные судимости; 33,3% — не годные по состоянию здоровья.

Таким образом, в настоящее время Россия испытывает огромные трудности с призывом на военную службу молодого пополнения. Годность призывников к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. Практически каждый третий освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее, в армию и на флот попадает много больных, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам.

Кроме больных, в армию попадают хронические алкоголики, наркоманы, лица с психическими отклонениями, криминальным прошлым. Развито дезертирство. Юноши бегут от армии и из армии. Особенно много "уклонистов" в Центральном, Северо-Западном регионах, на Северном Кавказе, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге. И это при том, что отсрочек и освобождений от службы на законных основаниях в России больше, чем в любой другой европейской стране. В строй сегодня попадает лишь каждый девятый из стоящих на воинском учете.

В нашей стране привыкли приводить в пример «цивилизованные» страны, брать за образец существующие там порядки. Так вот в Германии призывают в армию не менее 50% от общего числа состоящих на учёте, во Франции – до 85%, в миролюбивой Швеции – 95%. В США за последние годы резко увеличилось финансирование допризывной подготовки молодёжи в образовательных заведениях, в которой они в значительной мере используют наш опыт. К примеру, в 1999 году Конгресс США утвердил программу патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, полностью копирующую нашу, отечественную, которая действовала в школах до 1991 года.

В настоящее время в нашей стране подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин для Вооруженных Сил проводится в образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) и начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», приказа Минобороны России 2001 года № 202 и договорными обязательствами между Минобороны России и Центральным советом РОСТО.

Вместе с тем, потребность Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов в подготовленных специалистах составляет примерно одну треть от их общей потребности, и с этой точки зрения проведение данной подготовки на базе образовательных учреждений крайне необходима.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы военно-патриотического образования учащихся и внесение законодательным органом России изменений в закон «Об образовании» о выделении из курса ОБЖ раздела «Основы военной службы» в отдельный предмет – «Начальная военная подготовка, как это было у нас в стране до 1991 года. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству и защищать Родину, для этого есть еще одна причина: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн. И в настоящее время угроза военной агрессии против Российской Федерации не снята с повестки дня: расширение блока НАТО, территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств, распространение ядерного оружия, обострение региональных конфликтов в мире, в том числе и на территории России, международный терроризм, — все это красноречиво говорит о необходимости помнить завет царя Александра III (Миротворца): «Мы должны все время помнить, что мы окружены врагами и завистниками, что друзей у нас, русских нет. Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. У России только два союзника: ее армия и флот».

Для реформирования военно-патриотического образования учащихся, необходимо, прежде всего, чтобы воинские части, военно-учебные заведения, сами военнослужащие повернулись лицом к школе, обратили свой взор на подрастающее поколение, которое в недалеком будущем придет на смену отслужившим свое солдатам и офицерам, взяли бы под свое шефство ту или иную школу, закрепили бы ее за своим подразделением (частью, соединением), оказали бы им посильную помощь хотя бы в проведение некоторых мероприятий военно-патриотической работы.

К сожалению, в настоящее время военные организации не проявляют инициативу в налаживании и поддержании взаимодействия со школами, а ждут, когда эти школы сами обратятся к ним с предложением о сотрудничестве. Не участвуют в работе с молодежью военные учебные заведения и учреждения. В то же время желание некоторых военачальников обеспечить приток в армию молодого пополнения только лишь за счет школьного курса «Основы военной службы», который очень часто преподают женщины из числа преподавателей ОБЖ, в армии никогда не служившие, приводит только к большему отторжению молодежи от армии. Такому сложному делу, как военная подготовка, должны обучать профессионалы, способные заинтересовать учащихся своей героической профессией защитника Отечества, а не случайные люди, знающие об армии лишь понаслышке. В противном случае все большее число выпускников школы будет стараться уклониться от военной службы.

А вот если воинская часть возьмет шефство над одной из школ, офицеры этой части будут проводить занятия с учениками по обучению их владению оружием, приемам рукопашного боя, делиться с ними впечатлениями о своей службе, да если еще эта часть подарит школе списанное вооружение, то, поверьте нашему опыту обучения в советской школе, — из стен этой школы выйдет не один будущий профессиональный военный.

Но не принимают активного участия в работе по военно-патриотическому образованию учащихся воинские части и военные учебные заведения и учреждения. И это при всем при том, что армия и флот во всем мире используют общеобразовательные школы для подготовки юношей к получению военного образования. К примеру, на наше обращение к одному из Главкомов вида ВС с предложением о сотрудничестве школы с их видом ВС, последовали два ответа: сначала «Мы это не потянем», а потом — «Вы это не потянете». Понятно, не хотелось вникать. А много ли школе надо? Оснастить ее списанным вооружением, не пригодным к боевому применению, раз в четверть организовать встречу офицеров с учащимися школы, да провести две-три военно-спортивные игры — и польза будет огромная.

Говоря о реформе военно-патриотического образования учащихся, следует отметить, что современная армия характеризуется не только своей техникой, но и своим бытом, который в российской действительности, увы, далеко не идеален. Вступая в ряды Вооруженных Сил, молодые люди рискуют встретиться и с преступниками в военных погонах. Однако не учат в школе женщины-педагоги тому, как противостоять им. На уроках ОБЖ, они больше всего заняты пересказом Общевоинских уставов, которые из года в год некоторые авторы компилируют в свои учебники по ОБЖ.

А ведь общеизвестно, что большинство случаев увечий и смерти солдат в мирное время напрямую связано с «неуставными взаимоотношениями». Не секрет, что в некоторых армейских частях процветает так называемая «дедовщина», когда солдаты, прослужившие больше года (а в некоторых частях не только солдаты, но и офицеры и прапорщики) издеваются над новобранцами, заставляя их выполнять унизительную работу, а то и просто избивая и насилуя. Для того чтобы им противостоять, нужно быть закаленным морально и физически. А для этого необходимы специальная физическая подготовка и юридические знания. Но опять же, не учат этому в школе преподаватели-организаторы ОБЖ из числа женщин. Да и многие педагоги из числа мужчин, кто в силу возраста, а кто и по уровню своей профессиональной подготовки не способны дать учащимся требуемый уровень знаний, умений и навыков. Даже строевой подготовке очень непросто обучить. Далеко не все офицеры имеют хорошую строевую выправку, а что говорить о «посторонних»? В ней ведь много общего с хореографией, а танцам наших военнослужащих никогда не учили, воспоминания Б.М.Шапошникова об обучении в военном училище в 1902 году бальным танцам достаточно показательны. Вот и нет чувства красоты движения.

С несовершенством нормативно-правовой базы военно-патриотического образования учащихся связан и другой важный вопрос, требующий разрешения – как финансировать преподавание начальной военной подготовки. Согласно федеральному закону «О воинской обязанности и воинской службе», все деньги на обязательную подготовку идут из федерального бюджета: в образовательные учреждения федерального подчинения – напрямую, в остальные – через бюджеты субъектов федерации. А согласно федеральному закону «Об образовании» — «за счет средств и силами заинтересованного ведомства». Расхождение в формулировках способствует тому, что деньги из федерального центра на места практически не поступают.

А раз нет денег – возникают трудности с кадрами. Офицеры запаса не идут на работу в образовательное учреждение из-за низкого уровня заработной платы. Поэтому-то во многих образовательных учреждениях курс ОВС преподают женщины, большинство из которых, как уже отмечалось, знает о воинской службе только понаслышке.

Говоря о военно-патриотическом образовании, мы неизбежно затрагиваем проблему оздоровления учащихся. Так что уже поэтому к реформе военно-патриотического образования необходимо подходить комплексно, учитывая, что закрепление основ военной службы в Государственном образовательном стандарте как самостоятельной дисциплины, а не "растворенной" в курсе "Основ безопасности жизнедеятельности", позволит максимально использовать мощный рычаг военно-патриотического, морально-психологического и физического воспитания и обучения учащихся.

Огромную помощь в плане подготовки к военной службе может послужить изучение в образовательных учреждениях страны приемов нападения и защиты от безоружного и вооруженного противника.

Выдающиеся русские полководцы в своей военно-учебной деятельности много внимания обращали на подготовку войск к рукопашному бою. Так, в первом строевом уставе 1700 года «Краткое обыкновенное учение» были специально введены основы обучения владению огнестрельным оружием со штыком. Обучение рукопашному бою входило в строевую и тактическую подготовку в армиях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова.

В воинском уставе 1716 года в основу военной подготовки были заложены требования «...непрестанно тому обучать, как в бою поступать». В содержание обучения русских войск были включены: маршевая, строевая, тактическая подготовка, стрельба, штыковой бой и морские учения (для флота). Важным видом физической тренировки была маршевая подготовка — длительное передвижение в полном снаряжении, форсирование встречающихся водных преград, в результате чего русские войска обладали высокой выносливостью и большими маршевыми возможностями (в 1710 году Семеновский полк из Москвы в Санкт-Петербург прошел со средней скоростью 45 километров в сутки).

Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что обеспечивала высокий уровень физической и психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделения в целом, что в конечном итоге решало исход боя. Впервые в войсках была введена утренняя тренировка — новая форма и средство повышения боевой выучки и физического состояния солдат. В ее содержание включалась медленная и ускоренная ходьба с поворотами в различных направлениях, а также упражнения с оружием. Подвижные игры, народные и военно-прикладные состязания способствовали становлению особого морально-психологического духа, который всегда присутствовал в войсках А.В. Суворова.

В 1859 году была выпущена книга «Правила для обучения войск гимнастике», в которой много места было отведено приемам рукопашного боя. На основе этой книги в 1861 году были изданы новые «Правила для употребления штыка в бою». В вышедшем в 1910 году книге «Наставление по обучению войск гимнастике» вошли упражнения с палками.

В русской армии XIX в. проводились соревнования по рукопашному бою, были известны английский и французский бокс, японское дзю-дзюцу, которое входило в программу подготовки кадетов и юнкеров.

После 1917 года русская школа рукопашного боя продолжалась развиваться. В 1924 году вышло руководство «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи», состоящая из десяти книг. Восьмая книга под названием «Способы защиты и нападения без оружия» включала приемы бокса и японского боевого искусства дзю-дзюцу. С 1931 года в программы по рукопашному бою были включены удары руками и ногами, броски и удушающие захваты, использование в качестве оружия прикладных средств. На базе этих приемов сложилась отечественная борьба самбо (САМозащита Без Оружия), ставшая популярным видом спорта, обеспечивая хорошую подготовку допризывной молодежи и военнослужащих к овладению приемами рукопашного боя.

Вообще следует отметить, что в СССР физической подготовке допризывной молодежи всегда уделяли должное внимание, чего не скажешь о современной России. Опыт первой чеченской войны убедительно показал слабый уровень физической подготовки солдат и сержантов срочной службы. Для того чтобы этот уровень был на высоте недостаточно курса «молодого бойца», нужны систематические занятия и чем в более раннем возрасте, тем лучше.

В связи с этим представляется целесообразным введение в программу физической подготовки учащихся образовательных учреждений обязательных занятий боевыми искусствами со сдачей экзаменов и соответствующей отметкой в аттестационных документах. В этом, на наш взгляд, одна из первоочередных задач реформирования военно-патриотического образования уащихся в современных условиях.

Введение в образовательных учреждениях страны занятий боевыми искусствами будет способствовать «оздоровлению» учащихся, как физическому, так и нравственному. Такой опыт есть. И не без успехов, не без пользы дела. Такие программы действуют и в Китае, и в Японии, и в Корее. К примеру, в Японии в 1937 году было введено обязательное преподавание каратэ-до стиля Шотокан в образовательных учреждениях. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу обучения кадетов суворовских училищ, а джиу-джитсу — юнкеров военных училищ.

Поэтому, как уже отмечалось, в настоящее время представляется целесообразным ввести в программу обучения учащихся, допризывной молодежи дисциплину «Боевые искусства». А то ведь дело доходит до абсурда, когда по программе ОБЖ для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено обучение приемам самозащиты от безоружного и вооруженного противника в течение 2-х часов. К чему могут привести попытки применить «изученные» в течение двух часов приемы самозащиты от вооруженного противника, когда, по мнению некоторых авторов программ и учебников по ОБЖ, ученик или ученица могут смело действовать против ножа, а при попытке достать пистолет «мгновенно обезоружить» любого, посмелевшего это сделать, — об этом лучше и не думать. Ведь преступники достают оружие не для того чтобы только его показать и уж, наверное, умеют с ним обращаться, если носят его с собой. Печальный опыт израильских спортсменов в 1972 году в Мюнхене наглядно это показал. А ведь эти спортсмены были не дилетанты, а являлись членами олимпийской сборной страны по борьбе и боксу.

Боевые искусства в умелых руках служат мощным средством военно-патриотического образования учащихся, допризывной молодежи. Не будем забывать, что боевые искусства возникли и развивались в интересах обеспечения безопасности не только самого человека, но для защиты людей, проживающих на определенной территории. Они служили оружием борьбы с завоевателями, оружием борьбы за независимость и свободу своей страны, своего народа.

Вообще, одним из основополагающих принципов занятий боевыми искусствами является любовь к своему народу, к людям вообще. «Если бы я не был жестоким, я бы не выжил, если бы я не любил людей, я был бы не достоин жить», — гласит одна из заповедей боевых искусств.

В этом плане необходимо еще раз подчеркнуть, что вся история России с момента ее образования как государства и до сегодняшнего дня была историей войн и вооруженных конфликтов. Не было ни одного года в истории нашей страны, в котором бы русские воины не воевали. И очень часто им приходилось сталкиваться с врагами в рукопашной схватке: и с татаро-монгольскими завоевателями, и с немецко-фашистскими захватчиками, и с чеченскими бандитами.

И если раньше русские воины полагались, в основном на свою природную силу, то сегодня, как правило, одной силы бывает недостаточно. Нужно уметь коварству врага противопоставить свою ловкость, быстроту, реакцию. И здесь неоценимую помощь оказывает боевое искусство, искусство побеждать врага не только физически, но и используя психотехнику. Занятия боевыми искусствами приучают людей в чрезвычайных ситуациях действовать хладнокровно, сохранять присутствие духа, с честью выходить из, казалось бы, безнадежных положений.

К примеру, на занятиях по боевым искусствам много внимания уделяют умению настраивать себя на победу в поединке: как с помощью саморелаксации и самовнушения подавить в себе страх и сомнения по поводу его исхода, обеспечивая, тем самым, готовность к действиям в экстремальных ситуациях. О том, какую пользу может принести умение самонастраиваться на победу в боевой обстановке, используя при этом способы применяемые в боевых искусствах, нам, кажется, говорить не стоит.

Много внимания при обучении боевым искусствам уделяется и воспитанию у занимающихся уважительного отношения к старшим, любви и преданности своему клубу, взаимопомощи. А где, как не в армии необходимы умение подчиняться, беспрекословно, точно и быстро выполнять приказы и приказания командиров и начальников? Где как не в армии требуются войсковое товарищество и взаимовыручка?

Огромную пользу боевые искусства способны принести тем, что они учат внимательности, сосредоточенности, умению не упускать из виду мелочей. В армии это особенно важно для тех, кто будет иметь дело со сложной военной техникой, от правильного и внимательного использования которой зависит выполнение боевой задачи и жизнь многих людей. Даже умение повторять одно и то же действие сотни и тысячи раз подряд до его полного усвоения, чему учат в боевых искусствах, играет важную роль для приобретения навыков военного дела, умения владеть оружием, управлять вооружением и военной техникой. «Военная организация – это специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений...», — отмечал М.В. Фрунзе. И в этом плане боевые искусства во многом способствуют приобретению этих качеств.

А такое качество занимающихся боевыми искусствами, как умение проникнуть в замыслы противника, разве это не то качество, которое необходимо на военной службе?

В силу приведенных выше причин, боевые искусства, на наш взгляд, являются необходимым и действенным средством военно-патриотического образования учащихся, допризывной молодежи. Вот, например, как писал один из представителей боевых искусств – каратэ, основатель стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма: «Нельзя отрицать силу каратэ: все тело становится оружием, способным на то, что непосвященным кажется невозможным». И, исходя из наличествующих фактов, с этим трудно не согласиться.

Необходимость реформирования военно-патриотического образования должно быть доведено и до сознания наших людей. Уже давно пора понять, что кроме нас самих никто не защитит страну от внешних и внутренних угроз. Уже давно пора возродить былую славу нашей доблестной армии во все времена являвшейся защитницей своего народа, его неотделимой частью. В этом плане показателен пример Владимира Вольфовича Жириновского, записавшего своих внуков в военный полк. Следуя этому примеру целесообразно возродить традицию времен Петра I и его преемников, когда дети дворян с момента их рождения записывались в армейские части. Позже из воспитанников этих частей вырастали талантливые полководцы. Один пример Суворова чего стоит!

На наш взгляд, в настоящее время должен быть открыт свободный доступ для всех граждан страны по записи своих детей в воинские части. И уже сами воинские части должны решать: кто из родителей достоин того, чтобы их дети были зачислены в списки части. Естественно, без всяких условий в воинские части должны быть записаны дети военнослужащих (вне зависимости от их пола), проходящих или проходивших службу в конкретной воинской части, естественно, при желании самих родителей.

В свою очередь воинские части должны нести ответственность за зачисленных в ее списки детей. Для этого необходимы периодические встречи представителей воинских частей со своими воспитанниками. Так, например, во время летних каникул могут быть организованы сборы детей на базе воинских частей. Сделать это не так уж сложно. Много ли детям надо? Топчан на ночь, да солдатскую кашу на обед. А уж заниматься они будут с полной отдачей, поверьте нашему опыту. А какая польза от такого шефства! Вот Вам и связь народа с армией, и воспитание подрастающего поколения, ограждение их от пагубного влияния «улицы», наркотиков, алкоголя и т.п. Вот Вам и резерв будущих офицеров и готовые сержанты для воинской части, в том случае если воспитанники воинских частей не захотят поступать в военное училище, то смогут прийти для выполнения своего конституционного долга туда, где им все знакомо и где все их знают. И учить их не надо, и проблема с «дедовщиной» маловероятна. Не будут же старослужащие солдаты издеваться над теми, кого они опекали.

И последнее, что хотелось бы отметить, заканчивая рассмотрение проблемы реформирования военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях.

В нашей стране принято решение о сокращении срока действительной военной службы по призыву до одного года. В связи с этим возникают две задачи, требующие разрешения. Первая – это двукратное увеличение количества реально призванных на военную службу, и вторая – подготовка военных специалистов из числа призванных в сжатые сроки.

В настоящее время первая задача решается путем резкого сокращения военных кафедр в гражданских вузах (что обеспечивает замещение солдатских и сержантских должностей выпускниками вузов) и уменьшения количества статей, позволяющих получить освобождения и отсрочки от призыва.

Что касается второй задачи, то для ее решения как раз и возникает необходимость введения отдельного предмета начальной военной подготовки в образовательных учреждениях. Тогда Вооруженные Силы будут пополняться призывниками обладающие определенными знаниями, умениями и навыками в военном деле, что позволит подготовить из них классных военных специалистов в кратчайшие сроки.

comments powered by HyperComments