Показатели и критерии эффективности военно-патриотической работы в образовательном учреждения

В.Ю. Микрюков

 

Под показателем эффективности понимается числовая характеристика, которая позволяет оценить степень достижения поставленной цели.

Одной из проблем военно-патриотической работы с учащимися является противоречие между тем, что закладывается в основу этой работы и что ожидается от нее. Так, если еще несколько лет назад как одной из задач военно-патриотической работы декларировалась подготовка выпускников средних образовательных учреждений к поступлению в военный вуз, то на сегодняшний день такой показатель, как количество поступивших в военный вуз, не может служить объективным показателем эффективности военно-патриотической работы образовательного учреждения, так как многие средние образовательные учреждения являются профильными для гражданских вузов. По этой же причине не может использоваться в качестве показателя эффективности военно-патриотической работы образовательного учреждения и количество призванных на действительную военную службу выпускников образовательного учреждения.

На наш взгляд, в настоящее время эффективность военно-патриотической работы образовательного учреждения можно охарактеризовать следующими показателями:

Р1 – когнитивный (интеллектуальный) показатель, характеризующий уровень знания учащимися истории, культуры своего Отечества, традиций российского народа, государственного обустройства России, российской символики, состава и структуры Вооруженных Сил России, системы руководства и управления Вооруженными Силами, порядка комплектования Вооруженных Сил личным составом и прохождения военной службы;

Р2 – содержательно-деятельностный показатель, характеризующий стремление учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками по основам военной службы, степень их участия и активности в проводимых в образовательном учреждении мероприятий по плану военно-патриотической работы;

Р3 – эмоционально-ценностный показатель, характеризующий нравственную деятельность и поведение учащихся в повседневной жизни, их активность и сознательность.

В качестве показателя эффективности военно-патриотической работы с учащимися можно использовать и обобщенный показатель (R), состоящего из мультипликативных составляющих Рi, i = 1,3:

3

R = П Рi (1)

i=1

Показатели Рi определяются либо на основании изучения документации образовательного учреждения (отметки и посещаемость занятий по курсу ОБЖ, участие в мероприятиях по плану военно-патриотической работы, поведение и т.д.), либо методом экспертных оценок учителей, педагогов и работников образования, либо на основе шкалирования ответов учащихся на вопросы шкал-анкет. При этом ответы на каждый вопрос оцениваются по 5-и бальной шкале от 5 до 1: 5 – уверенно да; 4 – больше да, чем нет; 3 – затрудняюсь ответить; 2 – больше нет, чем да; 1 – уверенно нет. Показатели Рi в этом случае вычисляются на основе методики, разработанной в социологической лаборатории исследований, руководимой В.А. Ядовым по формуле:

Рi = (5а + 4b + 3 с + 2d + 1е) / 5 • N, (2)

где

a, b, c, d, e – количество респондентов, давших соответствующие оценки: уверенно да; больше да, чем нет; затрудняюсь ответить; больше нет, чем да; уверенно нет;

N – количество опрошенных учащихся.

Важную роль в оценке эффективности военно-патриотической работы образовательного учреждения принадлежит эксперименту.

Во-первых, мы брали гносеологический аспект, используя когнитивный показатель. Производили замер уровня знаний, что учащиеся усваивают, как развивается их познание, как умеют оперировать знаниями, как проявляют способности в процессе обучения. Это можно видеть на уроках при ответах на поставленные вопросы, сдаче зачетов, семинарах, защите рефератов, докладов. Учащиеся говорят о любви к Родине, о необходимости ее беречь, защищать и помогать ей. Они оценивают процессы и явления, происходящие в мире, обществе и государстве, определяют собственную гражданскую позицию.

Во-вторых, важен эмоционально-ценностный показатель. На констатирующем этапе эксперимента проводились замеры показателей личностных взглядов учащихся в ответах на такие вопросы, как, например:

1.             Как ты понимаешь слово «патриот»?

2.             Что такое патриотизм и гражданственность?

3.             Считаешь ли ты себя гражданином и патриотом своей страны?

4.             Как ты думаешь, где воспитываются патриотические чувства: в школе, в семье, в общественных организациях, нигде (сама жизнь воспитывает)?

5.             Способствует ли воспитанию патриотических чувств чтение книг о войне, армии, России?

6.             Патриотическое воспитание и военно-патриотическое воспитание. Существует ли разница в этих двух понятиях?

7.             Как ты относишься к государственным символам России?

8.             Как ты относишься к конституционной обязанности по защите Отечества?

9.             Как ты оцениваешь существующее положение дел в российской армии и военную службу в ней?

10.         Интересует ли тебя история Вооруженных Сил России, российские воинские традиции?

11.         Хотел ли бы ты уехать из страны, жить в другом государстве?

12.         Если есть возможность уехать из России, то во имя каких целей?

На констатирующем этапе исследования замерялись мировоззренческие ценности учащихся – семья, общество, нация, государство, патриотизм, гражданственность, защита Отечества.

В-третьих, содержательно-деятельностный показатель, вступающий в силу при качественной оценке учащегося, группы учащихся и в целом коллектива класса. Практическая сфера – это та сфера, где учащиеся могут проявить себя в социальном пространстве, когда может быть выявлено истинное отношение к действительности, умение выполнения практических дел, когда выявляется их стремление к познанию, способность к самосовершенствованию.

Использование данных показателей позволило внести коррективы в военно-патриотическую работу образовательного учреждения в целях повышения ее эффективности.

Одним из показателей эффективности являются затраты (С) на организацию и проведение мероприятий военно-патриотической работы, взаимодействие с воинскими частями, общественными организациями, религиозными объединениями. Этот показатель особенно важен в нынешних условиях, связанных с недостаточно высоким уровнем экономического развития страны, нехваткой материальных и людских ресурсов.

Расходы на военно-патриотическую работу в образовательном учреждении (С) будут определяться следующими составляющими:

С = Сопл + Саморт + Смероп + Свзаим + Снакл + Сучеб, (3)

где

Сопл – расходы на оплату труда учителей, преподавателей, инструкторов, воспитателей, осуществляющих военно-патриотическую работу;

Саморт – амортизационные расходы образовательного учреждения, связанные с содержанием и эксплуатацией кабинета по основам военной службы, музея (комнаты) Боевой славы, тренажеров, аудио-видео проекционной аппаратуры, тира, спортивного городка и др.;

Смероп – расходы, связанные с организацией и проведением мероприятий по плану военно-патриотической работы;

Свзаим – расходы на организацию и поддержание взаимодействия образовательного учреждения с воинскими частями, общественными организациями, религиозными объединениями, координацией совместной деятельности;

Снакл – накладные расходы, связанные с затратами на приобретение нормативно-правовой, учебно-методической литературы, тренажеров, технических средств, наглядных пособий и т.п.;

Сучеб – расходы на разработку учебных программ, учебников, учебно-методических пособий по социальным и гуманитарным предметам, обеспечивающих военно-патриотическое образование учащихся.

Таким образом, эффективность военно-патриотической работы образовательного учреждения можно характеризовать несколькими показателями. Однако для того чтобы оптимизировать эту работу, необходимо использовать критерии (правила) оценки ее эффективности.

В настоящее время методы решения многокритериальных задач недостаточно разработаны. Поэтому на практике, чаще всего, данные задачи сводят к однокритериальным. Основными методами решения данного типа задач являются:

1) метод выбора главного показателя;

2) метод выбора обобщенного показателя;

3) метод лексикографического выбора.

Анализ особенностей военно-патриотической работы образовательного учреждения показал целесообразность использования всех перечисленных выше методов решения.

При этом решение задачи методом главного показателя предполагает вначале использовать один показатель, например, показатель (R) в качестве критерия, а затраты (С) использовать как ограничение.