Инновационная стратегия военно-патриотического образования российских учащихся в современных условия

В.Ю. Микрюков

 

Объединение, духовный подъем российского общества возможны только на основе великой духовной и возвышенной общей цели, краткая формулировка которой называется общенациональной идеей, а развернутая форма — государственной идеологией. Без идеологии невозможно государственное развитие. В этом плане показателен пример Китая, где патриотизм объявлен официальной идеологией и где достигнуты огромные успехи в подъеме благосостояния страны, увеличения ее силы и влияния во всем мире.

Одним из ключевых компонентов качественного военно-патриотического образования в России в современных условиях являются инновации в идеологической работе. В России всегда Сначала Было Слово.

Чтобы воспитать защитника Отечества, необходимо, прежде всего, вернуть любовь и уважение народа к Вооруженным Силам России, которые были уничтожены за перестроечно-реформаторские годы.

Во все времена в России почитали воина, человека в погонах. Почетом и уважением пользовались дружинники Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского, воины Петра I, Суворова, Кутузова, солдаты и офицеры Великой Отечественной. «Армия и флот, — писал в свое время известный русский мыслитель И.А. Ильин, — есть сосредоточение волевой силы моего государства, оплот моей Родины, воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения...».

Средствам массовой информации и агентам влияния пришлось немало потрудиться над тем, чтобы наряду с культурными и историческими ценностями и традициями вытравить у российских граждан уважение к военнослужащим, разъединить народ и армию. Деидеологизация основательно разрушила все духовные ценности российских граждан, в том числе и стремление молодежи стать защитниками Отечества. К «потерянному поколению», о котором так много говорили СМИ, в полной мере можно отнести и нынешнее поколение молодежи, которое воспитывалось на стандартах «западного» образа жизни: эгоизма, свободы нравов, пренебрежения общественному долгу в угоду личного благополучия и т.п.

В настоящее время по своему моральному состоянию народ и армия не готовы к самопожертвованию по отражению внешней агрессии. Этому во многом способствовала кампания очернения Советской Армии, возвеличивания подвигов немецких войск в годы II мировой войны, преувеличения заслуг американцев и англичан в победе над фашизмом, прославления американского оружия, восхваления операций американских войск в Югославии, Афганистане, Ираке и т.д.

С экранов телевизоров некоторые телеведущие полушутя-полусерьезно недоумевали по поводу того, зачем было побеждать немцев — надо было сдаться, и жили бы сейчас в достатке, издевались над подвигом Александра Матросова — был пьяным и поскользнулся, глумились над жертвами Великой Отечественной — «завалили немцев своим мясом» и т.д. И в том, что сейчас в стране тяжелое положение с призывом на действительную военную службу немалая заслуга отечественных СМИ — это они так воспитывали подрастающее поколение, сравнивая армейские условия с тюремными, утверждая в сознании российских граждан, что два года в армии – это два года вычеркнутых из жизни.

Как известно, с середины 1980-х годов службу в армии рисовали, как правило, в мрачных тонах. Шла целенаправленная работа по опорочиванию армейской службы, раздуванию скандалов, связанных с «дедовщиной», «генеральскими» дачами и т.п. Делалось все возможное, чтобы в представлении молодого поколения военная служба ассоциировалась только с отрицательными сторонами.

Чего только «стоили» расплодившиеся книжки типа «Как уклониться от военной службы» или «Как избежать призыва в армию»! И что удивительно, эти «произведения» очень часто можно было встретить не только в киосках и ларьках, но и в магазинах «Военная книга».

Конечно, можно понять СМИ и их ведущих, выполняющих волю заокеанских хозяев, можно понять некоторых политиков, очерняющих армию и флот «этой страны», как они говорят, но никак нельзя оправдать равнодушие всего населения России, когда на его глазах очерняют защитников Отечества, рушат оплот и защиту государства, когда некоторые государственные чиновники своими бездумными действиями снижают престиж воинской службы, превращая борьбу с недостатками в армии в борьбу с армией.

К чему приводят такие действия, нет нужды объяснять. Все мы являемся непосредственными свидетелями этого. Не стало сильной Советской Армии, и заокеанские «хозяева» диктуют нам свою волю, арестовывают наших граждан, наши морские и воздушные суда, повсюду устанавливают свой порядок, безнаказанно бомбят мирные города и села, разваливают государства, разъединяют народы. Оскудело государство хорошо обученными и подготовленными воинами, и чеченские боевики который год терроризируют всю страну, угоняя в рабство российский народ, взрывая дома, убивая и грабя.

Выполняя волю заокеанских хозяев, СМИ специализировалось на обливании грязью бывшего Советского Союза, его руководителей, его граждан, презрительно называя последних «совками», забывая и скромно умалчивая тот факт, что эта страна была первой страной в мире, покорившей космос, страной, с которой считались, которую уважали, которую боялись распоясавшиеся сейчас мировые жандармы, что люди этой страны разгромили вооруженную до зубов фашистскую армию, на которую работало пол-Европы, заставили капитулировать милитаристскую Японию. И эти люди, освободившие пол-Европы от коричневой чумы, вынуждены были терпеть унижение от «политиков», разглагольствующих с экранов телевизоров, что вот де, неправильно они жили, да и вообще оказывается — это они готовились напасть на беззащитных фашистов, и те вынуждены были предотвратить готовящуюся агрессию. Одни публикации Резуна, тиражируемые в России миллионами экземплярами, чего стоят!

И не удивительно, что сегодняшние российские вандалы из молодежной среды распродают с лотков боевые награды, бодро шествуют под знаменами со свастикой, резво вскидывают руки в фашистском приветствии.

По данным исследования доктора педагогических наук С.И. Маслова, из двух тысяч обследованных старшеклассников 53% озабочены материальными ценностями, и только 44% опрошенных, — духовными. Для 82% старшеклассников понятия «патриотизм» не существует. В целях выявления у младших школьников отношения к национальной принадлежности как духовно значимой ценности мы ставили их в ситуацию свободного выбора национальности. 45% учащихся предпочли другую национальность — американскую, потому что «у них все лучше», «они богатые». Вот такое воспитание получили наши школьники.

Поэтому одним из ключевых компонентов проведения реформы военно-патриотического образования учащихся в России в современных условиях является решение проблемы «морального фактора», идеологии России как государства-нации-общества. Многие успехи бывшего СССР были обусловлены исключительно чувством морального долга, энтузиазмом, идеей. Многое из того, что должно быть сделано в России по реформированию военно-патриотического образования учащихся, может быть сделано только на этих чувствах и настроениях.

Задача состоит в том, чтобы сохранить вековые традиции и нравственные ценности – любовь к Отечеству, уважение к труду, национальную и религиозную терпимость, справедливость, готовность к защите Родины.

При этом национальной идеей, призванной сплотить россиян, объединить народ и армию, должна стать идея миссии добра и справедливости России в противовес миссии человеконенавистничества, стяжательства, эгоизма, цинизма западных стран, демонстрируемых ими на протяжении последних десятилетий. В этом плане необходимо, с одной стороны, не замалчивать и не утрировать роль России/СССР в борьбе за права человека, предоставление свободы развития и самоопределения народов, а, с другой, — в большей степени разоблачать «ценности» западного мира, пропагандируемые в электронных и печатных СМИ. К примеру, Россия сохранила культуру и быт всех народов, населяющих ее территорию, в то время как США фактически уничтожили коренное население своей страны, захватив их земли и загнав в резервации, растоптав их традиции и обычаи.

После исчезновения с политической карты мира СССР в мире остро чувствуется вакуум силы, способной противостоять международным бандитам и террористам. Такой силой может и должна стать Россия, как правопреемник СССР. Эта идея должна лечь в основу военно-патриотического образования — Вооруженные Силы России предназначены для защиты и пользы человечества, а не для нападения и разрушения, для того, чтобы противостоять международному терроризму, глобализму и экспансии.

Как уже отмечалось, за годы перестройки и реформ Россия очень много потеряла из-за недобросовестной и откровенно враждебной для страны информационно-пропагандистской работы. Поэтому сейчас народу и армии необходима государственная защита, прежде всего, в моральном плане от клеветнических измышлений, инсинуаций и откровенной лжи со стороны недобросовестной и продажной части политических аналитиков, журналистского и телевизионного корпуса страны. Необходимо создание атмосферы нравственности в стране и обществе, без которой невозможно продвижение реформ, воспитание конструктивного оборонного сознания людей, создание заслонов и преград разрушительной деятельности врагов России и их агентов влияния. Необычайно важным на этом пути является сохранение у россиян генетически обостренного чувства справедливости, способное сыграть объединительную и стимулирующую роль при проведении государственных реформ, в том числе и реформы военно-патриотического образования учащихся.

Необходимо также отметить важность идеологической работы в современных условиях и в связи с негативными тенденциями в развитии нашей страны. В настоящее время, наряду с и без того нравственно и экономически тяжелой армейской жизнью, явно просматривается продолжение информационно-психологического воздействия по формированию негативного общественного отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации, осуществляемого западными спецслужбами через агентов влияния, политических и иных группировок. Выполняя социальный заказ своих хозяев, агенты влияния продолжают распространять через средства массовой информации идеи, дискредитирующие смысл, ценность и социальную значимость военной службы, ее престиж; подрывать традиции Российских Вооруженных Сил и морально-психологическую сплоченность личного состава, пропагандировать западные стандарты отношения к жизни на базе коммерции, индивидуализма, эгоцентризма. При этом следует иметь в виду, что люди, десятилетиями привыкшие верить отечественным средствам массовой информации, недостаточно подготовлены к критическому восприятию лживой негативной информации о Вооруженных Силах своей страны.

Следует отметить, что планированию и проведению психологических операций наши идеологические противники всегда отводили важнейшую роль. Достаточно вспомнить слова Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ в 1953-1961 гг., который так сформулировал американскую послевоенную доктрину в отношении нашей страны: «Мы бросим все силы на оболванивание людей... Акт за актом будет разыграна трагедия гибели самого непокорного на земле народа... Начнем... вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством создадим хаос и неразбериху... Честность и порядочность подвергнутся осмеянию и перестанут быть нужны... Будут культивироваться хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания... предательство, национализм и вражда между народами, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу... Вырвем духовные корни, уничтожим основы народной нравственности. Главную ставку сделаем на молодежь, начнем разлагать, развращать, растлевать ее; превратим их в циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и осуществим».

И надо отдать должное американцам в успехе проведенной им операции по разрушению величайшей страны в мире. Справедливости ради следует отметить, что во многом этому способствовали отечественные подлецы и предатели, так называемые агенты влияния. Здесь следует привести слова Наполеона из рукописи, найденной в бумагах Лас Каза: «Дабы погубить отечество, достаточно даже одного негодяя, — тому в истории было немало примеров».

Необходимо отметить, что и сегодня западные страны важное место в своей антироссийской деятельности уделяют планированию и проведению психологических операций. При планировании и проведении психологических операций западные страны, как правило, ставят перед собой следующие задачи:

§                      поддержка политической оппозиции, диссидентских, маргинальных структур, носителей этнических, религиозных и других противоречий;

§                      подрыв доверия к руководству страны, обвинение его в антинародной политике и неспособности решить национальные проблемы;

§                      разрушение духовно-нравственных устоев, стимулирование процесса «очернения» армии и флота в средствах массовой информации, поощрение «уклонистов» от службы в Вооруженных Силах;

§                      навязывание сомнений в целесообразности обеспечения военной безопасности государства, преувеличение бремени государственных затрат на оборону;

§                      представление искаженной картины военной службы путем "подбрасывания" ложной информации, панических, психотравмирующих слухов;

§                      внесение раскола между гражданами различных вероисповеданий, социальных и имущественных групп.

Эффективность психологических операций, проводимых западными спецслужбами в нашей стране, помимо развала СССР и ОВД, была продемонстрирована чеченскими сепаратистами во главе с их министром информации Удуговым в I чеченской войне.

И в настоящее время на российский народ и российские Вооруженные Силы осуществляется мощное психологическое давление.

О том, как это соотносится с национальной безопасностью, сказал министр обороны РФ С.Б. Иванов 18 января 2003 года, выступая на общем собрании Академии военных наук. «Давайте признаем, — говорил он, — против России война уже идет, и идет не один год. Эту войну нам никто не объявлял. Нет ни одного конкретного государства, которое находится в состоянии войны с Россией. Но есть люди, организации во многих странах, которые участвуют в проведении враждебных действий против Российской Федерации».

Исходя из этого, важнейшим стратегическим направлением в военно-патриотическом образовании является решение проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности учащихся.

Духовно-нравственная безопасность – это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. «Упадок нравов — это погибель государства как политического целого», — свидетельствовал в свое время Наполеон.

Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Она является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Религиозные верования разнообразны. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Процесс формирования религиозных систем продолжается и в наши дни. Он характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, обществ.

В этом плане следует заметить, что Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможных религиозных культов и сект.

Культ, в общем виде, – это те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами.

Секта – организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Религиозная секта – это обособленная группа верующих, отошедших от той или иной Церкви. В настоящее время термин «секта» применяется и к тоталитарным сектам, в основе которых – культ вождя, безоговорочное подчинение рядовых членов руководству организации, а также к сатанинским культам различных течений.

Тоталитарные секты – это группы, в которых применяется манипуляция сознанием членов секты с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения. Члены секты превращаются в рабов, лишенных друзей, близких, личного имущества, — всего того, что необходимо для выхода из секты. Если человек все-таки покидает секту, перед ним встает проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется около двух лет.

Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, меняют их самосознание, обрывают их связи с близкими и родными. Члены секты, также как и наркоманы, не живут долго, они рано умирают от различных болезней, либо кончают жизнь самоубийством.

Целью всех тоталитарных сект – не только завербовать ничего не подозревающих людей, но и прийти к власти в государстве. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они опасны не только для отдельных людей, но и для всей страны в целом.

К наиболее известным тоталитарным сектам, действующим на территории России, можно отнести следующие группы и организации: церковь унификации (мунистов), церковь сайентологии (дианектика, Хаббард-колледжи, Нарконон), церковь Сатаны, международное общество сознания Кришны, «Свидетели Иеговы», «Аум Синрикё», «Белое Братство», «Дети Бога» («Семья любви») и ряд других.

Борьба с сектами – задача всего общества. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

В секту чаще всего попадают молодые люди, которые не имеют духовного опыта, духовных знаний. Поэтому для противодействия сектам необходимо всемерно повышать духовную культуру общества. Духовная культура – это особая сфера и форма деятельности. Она выступает необходимым условием существования всего общества. Важную роль в повышении духовной культуры общества принадлежит Русской Православной Церкви.

Большинство граждан современной России осознают необходимость духовного возрождения. История распада СССР наглядно показала всем, что вся военная и экономическая мощь страны – ничто, если общество не способно защитить себя от агрессии в духовно-нравственной области. В связи этим нельзя не отметить тот факт, что духовный климат в российском обществе стал изменяться к лучшему. Среди знаковых перемен — строительство храмов и часовен, распространение среди учащихся духовной литературы и, главное, беспрепятственное осуществление священнослужителями своих пастырских обязанностей среди молодежи. На общецерковном уровне военно-патриотическому воспитанию молодежи, всестороннему сотрудничеству с армией и структурами охраны порядка подчинена деятельность созданного в 1995 году Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата.

Существенным звеном военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях должно стать возрождение института священников в образовательных учреждениях.

Это объясняется тем, что, во-первых, институт священников полностью соответствует как многовековым традициям российского образования, так и современной мировой практике. Его введение не будет ущемлять интересы верующих, принадлежащих к различным традиционным конфессиям России. Напротив, это позволит не на словах, а на деле укреплять взаимное доверие между представителями разных народов, не противопоставляя чувство патриотизма и толерантность к непохожим культурам и традициям. При этом важно помнить и о реальной угрозе, которую представляют бесчисленные и далеко не всегда безуспешные попытки проникновения в образовательные учреждения различных нетрадиционных религиозных объединений. И здесь главное лекарство — не только и не столько запреты, сколько слово Божие. Нужна широкая просветительская деятельность среди учащихся, что также предполагает использование наших традиций и зарубежного опыта.

Во-вторых, история Великой Отечественной войны свидетельствует, что в критический для страны час именно Русская Православная Церковь и другие традиционные для России конфессии стали надежной опорой государству. В те дни на всей территории Советского Союза была запрещена антирелигиозная пропаганда. Что бы произошло с нашей страной, народами и всем миром, если бы не это примирение, нетрудно предсказать.

В-третьих, опыт последних лет однозначно свидетельствует о благотворном влиянии Церкви на духовно-нравственные качества учащихся. Не следует забывать и о совместных усилиях традиционных конфессий, которые помогают избежать перерастания межэтнических, межрелигиозных конфликтов в религиозные и национальные войны.

Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает в себя сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народа многонациональной России.

Русский язык играет свою важную историческую роль в языковом развитии человечества, в международном обмене общечеловеческими ценностями. Он объявлен одним из официальных «мировых языков» ООН и многих других политических, экономических, транспортных и научных организаций. Он введен в систему народного образования большинства стран мира как один из иностранных языков, рекомендуемых для обязательного изучения в школах и университетах.

Достойны все языки, но русский язык занимает особое место в ряду всех других великих языков, так как он выполнял и продолжает выполнять огромную образовательно-познавательную функцию. Сегодня весь мир признал, что в Советском Союзе была одна из самых лучших образовательных систем. И эта система больше всего опиралась на русский язык.

Этот язык выступал не просто языком межнационального общения, но и языком обучения, давая возможность распространять знания, втягивать миллионы в центре страны и на ее окраинах в образовательную систему. Широкое использование единого языка в построении основных программ и учебников (русского языка) обеспечивало достаточные возможности распространения информационных потоков, взаимопроникновения, мобильной передачи знаний по всей территории страны.

Наряду с нападками на русский язык в последние годы предпринимаются и другие попытки разрыва с духовно-нравственными традициями русской культуры. В отличие от западной протестантской этики индивидуализма и прагматизма для нашей культуры была характерна установка на нестяжательную самореализацию и служение людям и России.

Однако с начала перестройки (середина 80-х годов прошлого века) россиянам навязывалась чуждая мораль: «Деньги не пахнут», «Каждый сам за себя», «Выживает сильнейший». Из народной души вытравлялись сострадание, целомудрие, стремление помочь ближнему, любовь к Отечеству. Чем отличались русские воины от германских рыцарей? Тем, что воевали во славу Божию и ради защиты своего Отечества, не ища собственной славы. Русский солдат никогда не сражался за деньги. В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». И Россия побеждала своей верой и любовью к Родине.

Духовно-нравственная безопасность государства базируется на активном неприятии обществом засилья пошлости и разврата, насилия и экстремизма. В тоже время последнее десятилетие жизни нашей страны было отмечено невероятным аморальным давлением средств массовой информации на общество, практически лишенное в этой сфере каких-либо средств контроля. Некоторые СМИ занимались пропагандой самых разнузданных нравов и противоестественного образа жизни — нудизма, гомосексуализма, феминизма, трансексуализма. Стоит упомянуть и о пропаганде насилия и о пропаганде наркомании. Например, некоторые молодежные газеты рекламировали «веселящие таблетки», которые якобы не являются наркотиком. Пагубное воздействие таких СМИ состоит в том, что они формируют неправильные представления о смысле человеческой жизни. Поэтому для собственной же безопасности нам необходима выработка критического отношения к информации, распространяемой СМИ. Исчезновение устойчивой национально-культурной идентичности, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа – путь к исчезновению нации как таковой.

Сегодня, когда с экранов телевизоров и из периодической печати практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).

Проблема обеспечения духовно-нравственной безопасности России тесно связана с национальным вопросом. Те рекомендации, которые западные социологи и политологи предлагают для его решения, совершенно для нас не приемлемы. Речь идет, прежде всего, о теории «плавильного котла», который вопреки воле народов заставляет их утрачивать связь со своим культурно-историческим прошлым. Обратной стороной этой теории служит принцип выделения для национальных меньшинств особых резерваций, фактически отрывающий народы от мировой культуры.

Для России возможен только союз всех народов, ее населяющих, с их богатством культур и нравственных ценностей, на основе общих духовных начал и общенациональных интересов. Во все времена такая общность позволяла народам России преодолевать трудности и побеждать всех своих врагов.

Исторический опыт свидетельствует, что успешное общественное и государственное развитие возможно только в условиях духовного единства на основе собственных культурных, исторических, конфессиональных традиций. Кто отрекается от своего прошлого, кто видит в истории своего народа не героические усилия, а только цепь преступлений и бессмысленных жертв, тот не в состоянии понять истинных интересов народа и определить условия его процветания.

В немалой степени духовно-нравственная безопасность российских граждан зависит от их физического здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух», — утверждал основатель медицины Гиппократ.

Здоровье – благо и счастье для каждого человека и необходимое условие существования государства.

Угроза духовно-нравственной безопасности России в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень общей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Ласса и Эбола и другие. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков. Нерешенными проблемами остаются массовые детские заболевания: корь, коклюш, краснуха, полиомиелит.

Поэтому для обеспечения духовно-нравственной безопасности необходимы поддержание и совершенствование здоровья нынешнего и будущего поколений, профилактика заболеваний, повышение качества медицинской помощи населению, решительная активизация борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и курением, создание эффективных лекарственных средств и методов лечения.

Одним из эффективных способов оздоровления нации является физическая культура, формирование здорового образа жизни населения страны. Физическое совершенствование является важнейшей составляющей военно-патриотического образования учащихся.

Основа государства — крепкая семья. Это — главное оружие. Многодетная семья – это основа силы и крепости всей Отчизны. Об этом необходимо неустанно говорить учащимся. В этом заключается одно из направлений инновационной стратегии военно-патриотического образования.

Как уже отмечалось, успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим образованием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (России) Родины.

Россияне никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов.

Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического образования подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система военно-патриотического образования, которая должна способствовать тому, чтобы учащиеся объединялись для совместного занятия общественно-полезным трудом, спортом, а не для того, чтобы пить пиво, как призывают рекламные ролики с экранов телевизоров.

Военно-патриотическое образование не должна вестись кампанейски, от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению развития материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащимися; награждения ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; изготовление вымпелов, буклетов, звездочек для прикрепления на домах ветеранов войны; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание в отдельных образовательных учреждениях, воинских городках опорных центров и пунктов военно-патриотического образования подрастающего поколения.

Духовно-нравственная безопасность учащихся может быть обеспечена за счет создания специальных отделов в каждом учебном округе. В состав этих отделов должны войти психологи, юристы, аналитики, журналисты, представители основных религиозных конфессий. Эти отделы должны быть оснащены необходимым оборудованием и техникой, в первую очередь, средствами теле и радиовещания, печатно-множительной аппаратурой, ЭВТ, транспортом. Их задачами должны стать:

§         нейтрализация негативного информационного и психологического воздействия на учащихся;

§         постоянное укрепление духовно-нравственных и морально-психологических качеств учащихся;

§         изучение, анализ и прогнозирование настроений и взаимоотношений учащихся различных национальностей и вероисповеданий, проведение мероприятий по психопрофилактике в случае возникновения каких-либо межнациональных или межконфессиональных трений между учащимися в целях поддержания здоровой социально-психологической атмосферы;

§         обеспечение психологической совместимости учащихся различных национальностей и вероисповеданий;

§         планирование и проведение мероприятий военно-патриотической работы с учащимися;

§         планирование, организация и контроль взаимодействия образовательных учреждений и воинских частей, общественных организаций и религиозных объединений в интересах военно-патриотического образования учащихся;

§         прогнозирование тематики и направленности негативного информационно-психологического воздействия на учащихся и оценка степени подверженности учащихся негативной пропаганде и психологическому воздействию;

§         прогнозирование опасности последствий негативного информационно-психологического воздействия на учащихся и планирование объема мероприятий в целях упреждения этого воздействия, снижения его эффективности или нейтрализации;

§         проведение профилактических мероприятий по предупреждению подрыва духовно-нравственных устоев и морально-психологического состояния учащихся;

§         нейтрализация негативного отношения учащихся к Вооруженным Силам РФ, обличение журналистов и репортеров, публикующих в печатных изданиях и передающих в своих теле— и радиопередачах сведений, порочащих честь и достоинство российских военнослужащих, подрывающих престиж Вооруженных Сил России;

§         обеспечение необходимой цензуры учебных программ, учебников, учебных пособий по предметам обучения в интересах обеспечения духовно-нравственной безопасности учащихся, их военно-патриотического образования.

Таким образом, инновационная стратегия военно-патриотического образования учащихся включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на оздоровление общественного отношения страны к Вооруженным Силам, обеспечение духовно-нравственной безопасности российских учащихся.

comments powered by HyperComments