Образ жизни в аспекте двигательной активности

«Гигиенический портрет» индивида характеризует его здоровье, культуру, социальную активность.

В рамках изучения образа жизни исследователи уделяют внимание и двигательной активности как одному из его элементов.

Исследования, проведенные в середине 80-х годов в разных регионах страны на большом контингенте взрослого населения, выявили достаточно низкий уровень физической культуры. Ее значение для здоровья было известно небольшой части населения.

Суточный объем двигательной активности, определяемый по ком­плексу физических нагрузок - количеству часов, проведенных сидя и затраченных на ходьбу, занятиям физкультурой и спортом, выполнению утренней и производственной гимнастики, активному отдыху в свободное время - свидетельствует о широком распространении гипо­кинезии (малоподвижного образа жизни) среди населения. Ежедневно в течение дня 53,6% людей в течение дня проводили сидя 5-8 часов, 21,2% - 3-4 часа; 25,2% - 1-2 часа. Физкультура и спорт как форма дви­гательной активности практиковалась у небольшого процента населе­ния (от 5,3 до 13,6%), среди которых преобладали лица с хорошим здоровьем и молодые люди до 30 лет (43,5%). Утреннюю гимнастику выполняли регулярно 11,7%, нерегулярно 36,5% респондентов. С ухудшением здоровья число лиц, увеличивавших двигательную на­грузку, возрастало. Поведение людей в свободное от работы время также характеризовалось несоответствием здоровому образу жизни. Пассивный отдых предпочитали 59,6-62,0% лиц всех возрастных групп и без различия по состоянию здоровья.

Многочисленные исследования, посвященные проблемам детей, подростков и молодежи, создают картину вопиющих нарушений фи­зиологических потребностей в их двигательном режиме.

В середине 80-х годов 70% учащихся средней школы и старше­классники имели физическую нагрузку только на уроках физкультуры и режиме школьного расписания.

Масштабное социологическое исследование «Образ жизни и здоровье», проведенное в 1989 году в рамках программы «Общественное мнение» в 18 городах России с целью изучения поведения учащейся молодежи (1815 человек: студенты вузов, техникумов, учащиеся ПТУ, школ) позволило выявить общие тенденции в образе жизни, свойственные молодежи конца 80-х годов. Было установлено, что физическая культура, как форма жизнедеятельности, как элемент общей культуры достояние немногих молодых людей. Физическая активность в объе­ма 10-12 часов в неделю была лишь у 17% учащихся. Из различных видов двигательной активности наименее престижна утренняя гимнастика: ее выполняли регулярно 7% молодых людей, не регулярно -14%. Занятия в спортивных секциях (25%) и в группах здоровья также пыли не популярны. Предпочтительны самостоятельные занятия физическими упражнениями (38%), регламентируемые по своему усмотрению, возможностям и состоянию здоровья. Даже ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе практиковались в 65% случаев, а в выходные дни - в 12%. Преобладающая форма поведения — малоподвижный образ жизни, характерный для учащихся всех категорий учебных заве­дений. Отсутствие недельной физической нагрузки выявлено у 31% респондентов (31% - у школьников, 36% - учащихся ПТУ, 31% - студентов техникумов и 28% - студентов вузов). Характерно, чем выше ранг учебного заведения, тем в большей степени выражена гипокинезия: 46% среди учащихся ПТУ, 51% и 57% - у студентов техникумов и вузов. На рубеже нового столетия тенденция гипокинезии не только со­хранилась, но даже усугубилась. По комплексу разных видов физиче­ских нагрузок только у 14,7% старшеклассников двигательный режим соответствует возрастным потребностям. Отсутствие регулярной двигательной нагрузки свойственно 25% школьников.

Анализ образа жизни учащихся в аспекте физической культуры позволяет констатировать, что в последние два десятилетия значительно выражены явления гипокинезии, которые нарастают по мере взросле­ния школьников. Аналогичная тенденция характерна для студентов вузов.

В системе видов деятельности студентов физическая культура за­нимает одно из последних мест. По сумме всех видов двигательной активности (выполнение утренней гимнастики - 6,2%, занятия в спортивных секциях -29,2%, самостоятельные занятия — 39,8%) недельную физическую нагрузку в объеме 10-12 часов имеют 6,8%, а в объеме 6-8 часов - 18,3% первокурсников. Отсутствие физической нагрузки характерно для 12,5% студентов, дефицит двигательной деятельности испытывают 62,5% первокурсников.

Двигательная активность студентов с 3 курса и до окончания вуза снижается до 91%. 2/3 студентов-выпускников исключают физическую культуру из сферы деятельности в свободное время. Среди студентов-педагогов этот показатель еще выше -81,3%. Даже у студентов будущих учителей физической культуры двигательная активность не вы­ходит за регламент обязательных занятий.

Таким образом, показатель приобщения разных групп населения к занятиям физической культурой низкий (10-15%).

Наиболее объективным показателем приобщения к физической культуре и спорту является время, затраченное на занятия физическими упражнениями. В реальных условиях бытия для большинства работающего населения и учащихся для компенсации «двигательного голода» суммарный показатель физических нагрузок должен находить­ся в пределах физиологических норм - 8-12 (не менее 6) часов в неде­лю. Фактически оптимальный режим нагрузок не достигается 86% за­нимающимися физической культурой. 6-8 часов уделяют внимание физкультуре 6,3% рабочих; 8,7% - ИТР; 10,7% - интеллигенция; 4% -пенсионеры; учащиеся и студенты - 16,8%, школьники 9-11 классов -6%. Временные затраты на физические нагрузки для большинства на­селения не достигают даже недельного минимума (6 часов).

Из бюджета свободного времени лишь 3% используется взрослым населением на физическую культуру, т.е. 5-8 минут из 4 часов еже­дневного свободного времени.

Для погашения двигательного голода средствами физической культуры недостаточно используется населением свободное время в вы­ходные дни и отпускной период. Только 10-16,3% студентов и 10% взрослого населения используют свободное время для активного от­дыха.

Отношение населения к физической культуре согласуется с их вне-профессиональными интересами. В структуре интересов досуговой деятельности физическая культура занимает 7-13 позиции из 12-20 видов деятельности в свободное время среди различных возрастных и профессиональных групп населения различных регионов. У студентов сохраняется негативная тенденция к физической культуре как оздоро­вительному мероприятию и активному отдыху в свободное время, отдавая ей 10 место из 27 видов досуговой деятельности.

Следовательно, определяющим аргументом негативного отноше­ния населения к стимуляции двигательной активности является отсутствие к ней интереса.