Механизм оздоровительного воздействия мышечных нагрузок

Достижение оздоровительного эффекта любых видов двигательной активности на основе позитивных мотиваций предполагает действия, совершаемые в течение длительного периода.

Произвольная двигательная деятельность человека совершенству­йся в результате неоднократного повторения движений, в силу чего произвольное движение становится привычным, появляется автома­там движений - динамический стереотип. Автоматизм в выполнении двигательных актов является признаком двигательного навыка, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов.

Возникновение автоматизма в процессе занятий физическими уп­ражнениями обусловлен выработкой у человека условного рефлекса, в силу которого на выполнение упражнений не требуется волевого контроля и высшие отделы ЦНС переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Чтобы в ЦНС условные связи не угасли, их надо подкреплять, упрочивать. Это достигается систематичностью действий, путем тренировок. Основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого - способ­ность к адаптации.

Адаптация - это естественный инструмент управления развитием двигательной функции.

Адаптация характеризуется такими приспособительными измене­ниями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Приобретенные в результате адаптации свойства носят устойчивый характер и проявляются морфологическими и функциональными преобразованиями на клеточном уровне и в деятельности различных систем организма и их взаимодействии, что существенно повышает уровень их возможностей в выполнении большего объема и более сложной работы. Другими словами, с позиции тео­рии адаптации структурное состояние организма зависит от его физической активности, а функциональное состояние биологических систем определяется их постоянной работой. Известно, что биологические системы обладают неограниченной способностью приспосабливаться. Поэтому соответствующей тренировкой можно реализовать скрытые резервы организма.

Предполагается, что каждый орган, каждая система имеют свой потенциал, свой запас прочности. Количество всех резервов организма и определяет истинное состояние здоровья человека.

Понятие «количество здоровья» впервые ввел академик Н.М. Амосов в 70-х годах прошлого века. В соответствии с его концепцией двигательная активность улучшает качественные показатели каждого органа, которые измеряются в определенных величинах - миллилитрах, сантиметрах, граммах и т.д. Последние являются количественной ха­рактеристикой функции органа. Так, опытные данные показывают, что несколько месяцев тренировки повышают у лиц среднего возраста функцию дыхательной системы, которая проявляется в увеличении ЖЕЛ на 8-12 мл/кг. Феномен этого явления состоит в том, что при по­мощи систематической тренировки достигается увеличение мощности и КПД мышц тела. Благодаря развитию работающих мышц (увеличе­нию их объема и силы) происходят стойкие изменения со стороны сер­дечно-сосудистой (пульс в покое более редкий, систолический и ми­нутный объем крови больше, кислородная емкость крови повышается и др.) и дыхательной (редкая частота дыхания в покое, сопровождаю­щаяся углубленным дыханием, за счет чего вентиляция легких не уменьшается, а ЖЕЛ выше) и других систем. В таблице приведены некоторые параметры кардио-респираторной системы до и после тре­нировок.

 

Показатели сердечно-сосудистой системы дыхательной

частота пульса

систоли­ческий объем в

мл

минутный объем в л

частота дыхания

легочная вентиля­ция в л

До трени­ровки

77

62

4,8

8-10

6-7

После

тренировки

55

103

5,65

16-20

60-70

 

Данные свидетельствуют об увеличении количества резервов с по­мощью нагрузочных физических тренировок.

Добиться увеличения количественных показателей здоровья по­зволяют занятия любыми видами физической культуры. Обобщенное понятие «Физическая культура и спорт» обозначает дос­тигнутый обществом уровень развития, его культурное богатство и на­следие, обозначает процесс возникновения культуры, ее осознание и сохранение. В более конкретном смысле под «физической культурой» понимают совокупность всех присущих обществу целей, задач, средств, форм, мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и др. Физические упражнения являются главным средством физического воспитания, обучения и физической культуры.

Физическое воспитание - планомерный процесс физической подго­товки юного поколения и взрослых, неотъемлемая часть общего про­цесса обучения и воспитания.

Слово «спорт» в переводе со старофранцузского «de sporte» оз­начает развлечение, увеселение, забавы. В настоящее время это со­держание утрачено. Сегодня понятие «спорт» отражает стремление к достижению физических результатов в соревнованиях и состязаниях различного вида. Спортивная тренировка - это управляемый процесс, цель которого состоит в том, чтобы посредством планомерного и систематического воздействия на организм занимающегося подвести его в нужное время к состоянию наилучшей готовности «спортивной фор­мы» (В.В. Петровский, 1978).

Массовый спорт и физическая культура предполагают оздоровле­ние и укрепление здоровья. Соблюдение необходимых требований при занятиях спортом и физкультурой (частота 2-3 раза в неделю, продол­жительность 45-60 минут, высокая интенсивность) способствуют достижению оздоровительного эффекта.

Физическая культура нашла применение и в лечебной практике. Лечебная физкультура предполагает лечение людей с различными заболеваниями определенными комплексами физических упражнений, направленных на восстановление нарушенных функций.

comments powered by HyperComments