Факторы, определяющие отношение населения к физической культуре

Огромные возможности физической культуры не реализуются по ряду причин субъективного и объективного характера.

Из субъективных факторов главным является отсутствие знаний о влиянии физкультуры на разные стороны жизнедеятельности челове­ка. Отсутствие знаний о повышении работоспособности средствами физической культуры отмечено у 72,4% рабочих; у 68,0% работников сферы обслуживания; у 65,3% инженерно-технических работников и у 52% интеллигенции. Большинство людей не имеют знаний и по другим проблемам, сопряженным с физической культурой: о развитии определенных физических качеств (51,6%), о воспитании черт характера (64,7%), рациональном проведении свободного времени (48%) и др.

Рассматривая проблему физического совершенствования человека о позиции стимулирования его физической активности, создаются предпосылки для усиления роли физической культуры в процессе формирования культурных ценностей человечества. При этом на ос­нове расширенных знаний о законах развития человека включаются мощные факторы сознательной гармонизации индивидуального разви­тия. Существует противоречие между уровнем и объемом обществен­ного знания в сфере физического воспитания и совершенствования человека и культурным наследием в этой области. Поэтому в системе ценностей место физической культуры не соответствует ее значению кик фактора повышения общего культурного уровня и формирования здоровья. Несмотря на то, что уровень престижности физической куль­туры еще недостаточно оценен, главный источник развития и укрепле­ния ресурсов здоровья в систематической физической активности в прение всей жизни. Освоение каждым человеком суммы знаний по вопросам физической культуры для правильной ее реализации явля­ется движущей силой в воспитании и самовоспитании физической активности.

В раннем детстве - это сведения об утренней зарядке, необходимо­сти участвовать в физкультурных занятиях. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны осваивать знания, связанные с физиче­скими упражнениями; знать правила и участвовать в спортивных играх; нить порядок проведения физкультурных занятий; правила гигиены и закаливания.

Младшие школьники должны самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, что требует знаний, умений и навыков, приобретаемых с помощью взрослых; овладевать приемами контроля своего состояния; проведения закаливающих и гигиенических процедур. Дети этого воз­раста должны знать назначение отдельных упражнений, правила соревнований, этику взаимоотношений с товарищами по команде и соперниками; знать интересные факты из истории спорта, выдающихся спортсменов разных периодов истории страны.

Знания подростков углубляются за счет освоения правил трениров­ки, овладения известными упражнениями, их назначением и ожидае­мого эффекта. В рамках реализации физической активности подростка должна быть установка на усвоение знаний о приемах самоконтроля, формирование интереса к спортивной информации и интереса к како­му либо виду спорта.

Юноши и девушки должны совершенствовать элементы движений, должны самостоятельно составлять программу тренировки, уметь пользоваться различными тренажерами, владеть спортивной терминологией, интересоваться спортивными событиями.

Для людей молодого возраста важно больше знать о профессионально-прикладной специфике своей физической активности в связи с трудовой деятельностью.

Людям старшего возраста необходимо сделать акцент на оптими­зацию двигательной активности, на углубление морфофункционального аспекта физкультурного знания для владения методами диагностики своего физического состояния, для понимания возможностей и ограни­чений.

Отсутствие знаний по проблеме формирует мотивационно-психологические установки, что является второй по значимости причи­ной нежелания заниматься физической культурой. Структура мотива­ций в большинстве случаев носит не объективный характер, что под­тверждается многими исследованиями. Так, у 40-50% опрошенных (рабочих, колхозников, ИТР, работников сферы обслуживания) отсут­ствует убеждение в позитивном влиянии физической культуры на здо­ровье, самочувствие, эмоциональное настроение.

В числе субъективных мотивов отказа от занятий физической куль­турой 9,1% респондентов указывают на плохое здоровье, 16,9% - на возраст.

Большую группу составляют лица, понимающие необходимость за­нятий физкультурой, но не способные преодолеть инертность (22,8%) и желающие заниматься физкультурой, но отодвигающие ее реализа­цию как менее значимую (33,7%).

Довольно категоричны ответы 5,2% респондентов: «Не вижу необ­ходимости и 10,7% - «Нет интереса и желания». Особенно негативная реакция на повышение физической активности у лиц, занятых физиче­ским трудом.

Недостаточная вовлеченность социально-демографических групп в занятия физкультурой и спортом объясняется отсутствием свободного времени. На эту причину в разные годы указывали 30,2-54,5% опро­шенных. Характерно, что отсутствие свободного времени было важ­ным как у не занимающихся физкультурой (54,3%), так и у регулярно занимающихся (53,5-55,3%).

Среди указанных причин - здоровье, возраст, дефицит времени -противоречат истинным возможностям физической культуры - укреп­лению здоровья в любом возрасте, формированию таких качеств как организованность, дисциплинированность.

Позитивно мотивированное отношение к физкультуре лиц с актив­ным двигательным режимом согласуется с их информированностью по данной проблеме. Для лиц всех социально-демографических групп этой категории (особенно работников умственного труда) главенст­вующим мотивом, побуждающим заниматься физкультурой и спортом, выступает желание быть здоровым (62,9-65,3%); улучшение настрое­ния и самочувствия (30,6-34%); снятие усталости, повышение работо­способности (17,9%); гармоничное развитие (5,5%) и рациональное проведение свободного времени (8,9%). Влияние производственной гимнастики на производительность труда, состояние здоровья и сни­жение утомляемости (64,5%; 60,2%; 62,4%) также являются опреде­ляющими мотивами в поведении лиц, занимающихся физическими упражнениями.

Известно, что субъективная оценка здоровья часто коррелирует с поведением человека в принципе и с двигательной активностью, в частности. Причем эта взаимосвязь характерна как для лиц с хорошим, гак и неудовлетворительным здоровьем, Такие данные приводят со­циологи из Новосибирска. Их исследование основано на самооценке здоровья респондентами и ее связи с занятиями физкультурой. Отлич­ным свое здоровье оценили 5,6% горожан, среди которых 66% зани­мались физкультурой и спортом. Прямо противоположные результаты били в группе лиц с неудовлетворительным здоровьем - 66% не зани­мались физкультурой. Преобладающее большинство (70,5%) первой Группы ни разу не болели или болели менее 5 дней в году. Во второй группе длительно болеющие составили 32%. В приведенных примерах двигательная активность является определяющим здоровье фактором: высокий уровень здоровья обусловлен высокими показателями двигательной активности, а ее отсутствие характерно для лиц с неудовлетворительным здоровьем.

Инерция мышления, отсутствие потребности в физическом совер­шенстве, пассивное отношение к своему физическому развитию и здоровью свидетельствуют о необходимости перестройки сознания, пре­образования мотивационно-ценностной сферы, формирования стремления к физическому совершенству. Закрепленные в сознании в процессе занятий (тренировок) приятные ощущения и эмоции (хорошее самочувствие и настроение, легкость, бодрость и т.д.) являются той физиологической потребностью и психологической установкой, которые стимулируют поведение. Еще И.М. Сеченов указывал, что само­познание родится из самочувствия. Потребность необходимо поддер­живать все время. Насколько успешно удастся сформировать и закре­пить в сознании человека навыки двигательной активности, настолько зависит в последующем реальное поведение и здоровье.

Формирование мотивов, а затем и интересов к систематическим физическим занятиям достаточно сложные проблемы, особенно для разных возрастных периодов первых двух десятилетий.

В дошкольном возрасте необходимо обеспечить формирование в сознании и психике ребенка комплекса представлений о необходимости, а затем о желаемости занятий физическими упражнениями, воспитывать понимание, что ощущение бодрости, жизнерадостности, силы и ловкости - следствие физических нагрузок.

В младшем школьном возрасте формирование мотивов и интересов к физической активности должно быть связано с воспитанием ответственности за уровень своей физической подготовленности, ответственности перед коллективом (командой, классом, школой) за результат в играх, состязаниях. При этом эмоциональный характер остается подушим к приобщению к ним, но привычки, способствующие систематическим занятиям, уже могут быть устойчивыми.

В подростковом возрасте мотивы физической активности обусловлены особенностями психики, становлением характера, утверждением себя в обществе. Поэтому интересы к физической культуре в этом периоде формируются под влиянием учителя физкультуры, родителей, товарищей.

Юношеский период самый сложный в плане переоценки ценностей, в результате которых многие прекращают занятия физкультурой и спортом. И только уровень культурной подготовленности, грамотности окружающих (учитель, родители и родственники, товарищи) в вопросах престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической и моторной подготовки могут служить стимулом в регулярных занятиях физической культурой, спортом.

Для молодых людей старше 18 лет важным мотивом остается стремление к спортивным достижениям.

Для людей среднего и старшего возраста цели физической актив­ности связаны с осознанной потребностью в занятиях физкультурой и закаливанием, а мотивом физической активности является поддержа­ние здоровья и дееспособности на удовлетворительном уровне.