Двигательная нагрузка - основа физического развития детей

Двигательная нагрузка - основа физического развития детей

 

Движения появляются до момента рождения ребенка, но слажен­ными и последовательными они становятся постепенно. Темпы фор­мирования органов и систем, а также обменных процессов определяются особенностями работы и состояния скелетной мускулатуры, а, следовательно, уровнем двигательной активности.

Исследователь И.А. Аршавский, разрабатывая теорию индивидуаль­ного развития ребенка, выявил закономерность: в соответствии с зако­нами природы энергетическая целостность организма находится в пря­мой зависимости от функционирования скелетных мышц. В ответ на физические нагрузки у ребенка происходит не столько увеличение мас­сы мышц, сколько рост структурно-энергетических потенциалов всего организма, которые впоследствии ведут к увеличению всех функцио­нальных возможностей. Таким образом, раннее физическое развитие ребенка определяет его функциональные возможности в будущем.

Двигательная активность детей младшего возраста является бес­сознательным самопроизвольным актом, обеспечивающим физическое развитие.

В школьном периоде жизни двигательная активность в течение го­да ниже биологической потребности в связи с высокой учебной нагруз­кой. В свободное от учебы время дефицит движений не компенсирует­ся прогулками, подвижными играми, а суммируется с пассивным про­ведением времени за телевизором, компьютером. Физиологический смысл бездействия заключается в том, что в условиях гипокинезии резко уменьшается поток импульсов, идущих от периферии (мышц, суставов) к коре головного мозга, который снижает ее тонус, нарушает обмен веществ в организме. Вследствие пониженного тонуса ЦНС уменьшается поток импульсов к периферии и снижается потребность в движениях. Создается замкнутый круг, в котором снижение числа дви­жений ниже биологической нормы приводит к глубинным изменениям в организме. Такие изменения являются патогномочным признаком, ха­рактеризующим как снижение общей резистентности организма к воз­действию факторов внешней среды, так и дистрофические изменения в мышцах, и снижение их функции. Поэтому достаточная и полноцен­ная двигательная активность школьников всех возрастных групп спо­собствует их гармоничному развитию.

Длительная статическая нагрузка неблагоприятно отражается на состоянии опорно-двигательного аппарата, что проявляется в наруше­нии осанки. Уже в 3-4 классе 35-50% школьников имеют неправильную осанку. У старшеклассников этот процент еще выше. Формирование неправильной осанки обусловлено отсутствием общего достаточного развития мышечной системы, неправильным развитием мышц спины, живота, бедер и изменением тяги, определяющей вертикальное поло­жение позвоночника. В большинстве случаев нарушения осанки носят функциональный характер и могут быть исправлены при активном дви­гательном режиме. Физическая культура, как органический компонент жизни, рациональный двигательный режим оказывают благоприятное влияние на состояние осанки. Умение правильно держать тело делает фигуру стройной, красивой, а внутренние органы находятся в правиль­ном положении и работают без напряжения.

Несмотря на то, что каждая система организма развивается по сво­им закономерностям, процесс роста и развития всего организма явля­ется целостным. Наиболее неблагоприятные тенденции наблюдаются у детей с недостаточно совершенной костно-мышечной системой. Окостенение позвоночника заканчивается к 21-23 годам. Форма и кривизна позвоночника зависят от степени развитости мышц спины и других мышечных групп тела. Ослабление мышц тела способствует появле­нию патологических искривлений позвоночника, влекущих различные отклонения внутренних органов.

Двигательная активность ребенка интенсифицирует процесс роста мышечных волокон и увеличения их диаметра. Эти процессы с разной степенью интенсивности в отдельных группах мышц протекают до 25 лет. У новорожденного мышечная масса составляет 23% от веса тела, и 7 лет - 27%, в 14-15 лет - 32%, к 17-18 годам она достигает величи­ны взрослого человека - 44%.

Характерны и функциональные изменения: в 10 лет сила кисти у мальчиков равна 16 кг, у девочек- 12,5 кг; в 15 лет у мальчиков - 35 кг, у девочек - 28 кг. При недостатке движений мышцы школьников слабые и дряблые, показатели силы и выносливости не достигают возрастной нормы.

Двигательная активность ребенка и развитие костно-мышечной системы связаны с состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти системы на протяжении детского, подросткового и юношеского периодов изменяются качественно и количественно. Так, в 7-12 лет интенсивно растут мышечные волокна сердца; этот процесс закан­чивается к 28-30 годам. Наиболее интенсивный рост сердца происхо­дит в период полового созревания. Масса сердца новорожденных равна 21 г, к концу первого года жизни она достигает 50 г, в 10 лет - 85,4 г, к 20 годам - 189 г, в 20-50 лет - 244 г, в 50-70 лет - 320 г. Увеличивается ударный объем сердца. Одновременно увеличивается сосудистая система - длина и просвет сосудов, что связано с частотой сердечных сокращений и величиной артериального давления. Частота сердечных сокращений с возрастом резко уменьшается (от 140 ударов в минуту у новорожденного до 72 у взрослого), а артериальное давление - увеличивается.

Продолжительная учебная работа на фоне гипокинезии нарушает тонус кровеносных сосудов, провоцируя гипо- и гипертонические со­стояния.

Характер дыхательных движений, их частота и глубина определяют качество воздухообмена, уровень содержания кислорода в крови и состояние газообмена между кровью и тканями. Достаточное количество движений вызывает углубленное и полноценное дыхание, в соответствии с которыми увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Наибольшее увеличение тел отмечается в возрасте 14-17 лет, когда она достигает 2500-3000 см. кв. У детей и подростков, занимающихся физкультурой, проводящих достаточное время на воздухе, дыхательная система развита лучше по сравнению со сверстниками, пренебрегающими такими занятиями.

Чувствительные клетки двигательного анализатора обладают ассо­циативными связями с клетками других анализаторов и отделов голов­ного мозга. Развитие движений способствует развитию как самого дви­гательного анализатора, так и всех отделов головного мозга.

Ослабление двигательной активности, дефицит движений совре­менного школьника неизбежно отражается на функциональных свойст­вах зрительно-мозгового аппарата. Формируется близорукость пре­имущественно у подростков с недостаточным физическим развитием, органы зрения у которых отличаются слабостью аккомодационной мышцы, регулирующей кривизну хрусталика глаза. Имеет значение и неправильная осанка. Комплекс общеукрепляющих упражнений, вклю­чающий корригирующие упражнения для укрепления мышц спины и шеи, в сочетании с упражнениями для глаз являются мерой профилак­тики близорукости и ее прогрессирования.

Физический потенциал человека в основном формируется в первые два десятилетия. Перспективным путем надежного обеспечения нуж­ного уровня физического здоровья людей является совершенствова­ние системы физического воспитания детей и молодежи. Физической культурой школьники должны заниматься регулярно, ее следует пра­вильно сочетать с общим распорядком дня, учебными и домашними нагрузками.

Школьное физическое воспитание по своим методам и средствам предполагает разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья учащихся. Но школьный урок не обеспечивает тренировочный эффект. Последний может быть достигнут двигатель­ной активностью в любых формах, и в том числе занятиями физиче­ской культурой в свободное время.

В приобщении детей к физической культуре велика роль семьи. Привлечение к физической культуре должно базироваться на личном примере родителей и без нажима, а занятия проходить в игровой фор­ме без напряжения и конкуренции. Стремление быть красивым, лов­ким, гибким, атлетически сложенным - один из важных критериев при­общения к физкультуре. Эффект физических упражнений школьников должен измеряться не столько спортивными успехами, рекордами, сколько показателями их физической и физиологической зрелости, уровнем закалки, степенью резистентности организма к заболеваниям, осознанием обязательности здорового образа жизни как непременного элемента личной культуры, овладением теоретических аспектов физ­культурного образа.