Физиологические основы трудового процесса
Особенностью жизнедеятельности человека является трудовая деятельность. Эта особенность, с одной стороны, представляет содержание жизни, с другой - этапы совершенствования интеллектуального и физического развития.
«Труд - источник всякого богатства. Он - первое основное условие всей человеческой жизни». Именно поэтому трудовая деятельность занимает приоритетные позиции в социальных ориентациях человека. Как биологическая категория труд - важная функция организма, характеризующаяся определенной физиологической стоимостью, «...как бы ни были различны определенные виды полезного труда или производственной деятельности, с физиологической стороны - это функции человеческого организма».
В процессе трудовой деятельности в значительной степени реализуются все достижения человечества: социальные, творческие, нравственные, физическое совершенствование и другие, которые позволяют человеку высокопроизводительно трудиться, раскрыть профессиональные качества, использовать свой потенциал с наименьшими потерями.
Для выполнения главной социальной функции - вносить свой трудовой вклад в развитие общественно-экономической формации - человек должен быть здоров. Для этого на всех жизненных этапах необходимо рациональное использование природных возможностей организма человека не только без ущерба для его здоровья, а с целью его сохранения и укрепления.
1. Физиологические основы трудового процесса
Все, чем богато человечество, создается его трудом. Невозможно представить себе все многообразие видов трудовой деятельности, которые, в конечном итоге, превращаются в машины, одежду, продукты питания, технику и оборудование, жилые, производственные и культурно-массовые объекты и т.д.
Несмотря на разнообразие профессиональной деятельности, по видам труда они классифицированы на четыре группы на основе физиологических показателей мышечной активности. По энергетическим затратам к легким видам труда относят работы, требующие затрат энергии 150 ккал/час, а к тяжелым - энерготраты, которые составляют более 250 ккал/час.
Формы интеллектуального (умственного) труда, представленные профессиями как в сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники, студенты, учащиеся и др.), относят к I группе по интенсивности труда. Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема разнообразной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. При этом мышечные нагрузки незначительные. Дня данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности и повышение эмоционального напряжения.
Ко II группе относят профессии, связанные с мелкими однообразными движениями (на конвейере, автоматических линиях). При этом погружены мышцы предплечья, реже - плеча. У этих работников поза статичная, напряжены зрение и внимание.
Третья группа включает широкий круг профессий, связанных со станками, механическими приспособлениями, инструментами - станочники. Труд этих рабочих механизирован, но приходится применять физические усилия.
Четвертая группа - это профессии, связанные с тяжелым физическим трудом - каменщики, грузчики, лесорубы, кузнецы, формовщики и др., прилагающие большие физические усилия за рабочую смену.
На каком бы участке народного хозяйства ни трудился человек, какой бы профессией он ни владел, эффективность трудовой деятельности в значительной степени зависит от его работоспособности.
На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим колебаниям. Эти ритмы называются биологическими часами. Смысл ритмов состоит в том, что они, не подчиняясь воле, обеспечивают активность и трудоспособность человека днем, а ночью налаживают восстановительные процессы организма. Большинство физиологических функций наиболее активны днем, поэтому дневное время наиболее благоприятно для работы. Высокий уровень работоспособности организма отмечается в утренние часы (с 8 до 12), затем наступает некоторое снижение и повторное повышение в 16-18 часов. В вечерние часы функции организма значительно снижаются. Ночное время суток сопровождается низкой работоспособностью.
Однако биологические часы человека не всегда совпадают с его функциональным состоянием, которое подчиняется другим законам в период бодрствования и труда.
Во время трудовой деятельности функциональная способность организма (работоспособность) и производительность труда, основанные на физиологических закономерностях, изменяются на протяжении рабочего дня: происходит чередование подъема и спада работоспособности.
На первом этапе трудового дня организм приспосабливается к режиму работы, настраивается на нужный темп, определяется оптимальная рабочая поза, улучшается координация, точность и скорость движений, устанавливается экономичный режим работы органов и систем и, прежде всего, дыхательной и сердечно-сосудистой. Это фаза врабатывания. Она сменяется фазой устойчивой работоспособности, характеризующейся сочетанием наивысшей эффективности работы со стабильностью или даже снижением физиологических функций. Через 3 часа работоспособность снижается. В этой фазе продолжение трудового процесса не эффективно из-за развития утомления. Такое состояние появляется ближе к обеденному перерыву.
Следующий этап производственной деятельности вновь начинается с фазы врабатывания, но эта фаза более короткая, чем в начали трудового дня. Состояние устойчивой работоспособности во второй половине дня длится меньше и вновь переходит в фазу утомления.
Перед концом работы наблюдается кратковременное повышении работоспособности - так называемый конечный порыв.
Такова динамика работоспособности независимо от вида производства. Но в зависимости от характера труда, индивидуальных особенностей организма, его тренированности, степени нервно-эмоционального напряжения, условий работы фазы подъема и снижения работоспособности и развития утомления могут увеличиваться или уменьшаться.
Снижение работоспособности с точки зрения физиологии объясняется тем, что в работающем организме в процессе длительной нагрузки истощается запас энергии и требуется новый «заряд», т.е. возникает усталость. Другими словами, субъективное чувство усталости появляется, когда расход энергии превышает приход. При продолжающемся расходе энергии (работе) усталость переходит в утомление и переутомление.
Утомление - естественное состояние организма. Его положительная роль состоит в доминирующей роли центральной нервной системы (ЦНС). Согласно феномену утомления (по И.М. Сеченову), «Источник ощущения усталости лежит не в мышце, а в нарушении деятельности нервных клеток мозга».
В соответствии с концепцией И.П. Павлова при утомлении в ЦНС| возникает разлитое торможение, носящее охранительный характер для корковых центров работающих органов. Эта защитная реакция проявляется в физиологических механизмах ограничения работоспособности. Иными словами, утомление - временное понижение работоспособности клетки, органа, всего организма, наступающее в результат те работы и выражающееся в снижении качественных и количественных производственных показателей. Утомление - это сигнал того, что организм нуждается в отдыхе. После отдыха симптомы утомления исчезают. Время, которое протекает от окончания работы до наступления первоначального состояния, носит название восстановительного периода. Продолжительность восстановительного периода зависит от интенсивности работы и длится от нескольких минут до часа и более.
Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, напротив, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность.
Снижение физической работоспособности выражается в замедлении темпа, нарушении ритмичности работы, точности и координации движений, в ослаблении внимания и увеличении числа ошибок. Эти явления исчезают и работоспособность восстанавливается после отдыха.
Однако при умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение ЦНС, чем при физической нагрузке. Это, прежде всего, относится к наиболее массовым профессиям современности, относящимся к I группе по интенсивности труда (педагогам, врачам, ученым, конструкторам и др.), чей труд сопряжен с деятельностью коры головного мозга, постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто с дефицитом времени и информации для принятия адекватного решения.
Труд учащихся и студентов - это тоже умственная работа, относящаяся к числу самой трудной деятельности. Учебная нагрузка требует длительного напряжения клеток коры головного мозга, вынужденной позы, напряжения одной группы мышц при полной бездеятельности других. Интенсивная и длительная умственная деятельность способствует снижению работоспособности. А, как известно, первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают, прежде всего, в динамике изменений высшей нервной деятельности. Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшается внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых задач» и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). В зоне прогрессивного падения работоспособности недопустимо выполнение интенсивной нагрузки, так как при этом происходит истощение энергетических ресурсов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.
При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, наблюдаются тахикардия, повышение кровяного давления, изменения ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потреблении кислорода, повышение температуры тела, изменение обменных процессов, сдвиги гормональной системы и др.
Указанные сдвиги в психической сфере и функциональных параметрах организма в динамике умственной работы свидетельствуют об утомлении.
Н.Е. Введенский считал, что «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают».
Оптимизация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения.
Н.Е. Введенским сформулированы общие основные физиологические условия продуктивной умственной работы.
1. В работу следует «входить постепенно». Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.
2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, который способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Следует придерживаться последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.
4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.
5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.
Отмечая важность ритмичного чередования работы и отдыха, И.М. Сеченов подчеркивал: «Для работы без устали необходимо совершенно определенное соотношение между факторами работы (частотой и силой движения), а также величиной преодолеваемых препятствий и продолжительностью периодов покоя». Физиологически обоснованный режим труда и отдыха призван обеспечить такое чередование периодов работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой работоспособностью и не вызывает чрезмерного утомления.