Активный отдых в режиме трудового дня

 

Выполнение функций в сфере трудовой деятельности и в быту без ущерба для здоровья возможно при рациональном отдыхе как состав­ной части здорового образа жизни.

Отдых равнозначно входит в общее понятие динамической устой­чивости организма человека, его здоровья, самочувствия, работоспо­собности.

С позиций производства вопрос о борьбе с утомлением сводится, с одной стороны, к отдалению утомления, а, с другой, - к ускорению boc-j становления.

Утомление при любой деятельности - естественное состояние. Оно носит временный характер, который можно предупредить и легко сни­зить системой различных мероприятий, направленных на восстанов­ление работоспособности – отдых.

Правильный и наиболее эффективно восстанавливающий потенци­ям организма перерыв - не просто прекращение деятельности, вызвавшей утомление, а рациональный отдых, который имеет свои зако­номерности и особенности. Ритм и отдых - величайшие резервы здо­ровья.

Если после утомительной работы человек хорошо отдыхает, орга­низм эффективно восстанавливает былую работоспособность и даже ее наращивает. Если же начать работу без достаточного отдыха, когда утомление еще не полностью прошло, результат окажется меньшим и может возникнуть опасность переутомления.

Физиолог B.C. Фарфель доказал, что утомление обладает двойным действием:

развивает выносливость, повышает производительность, если работа повторяется после достаточных периодов отдыха и

снижает работоспособность, вызывает переутомление, если периоды отдыха были слишком малы.

Существует порочное мнение, что после напряженного труда необ­ходим пассивный отдых. Малоподвижный режим отдыха не отвечает требованиям его полноценности и действенности, не способствует полному восстановлению сил утомленного человека и повышению его работоспособности. Согласно учению И.М. Сеченова, активный отдых быстрее и эффективнее восстанавливает затраченную энергию и подготавливает организм к предстоящей деятельности.

Всякое движение гасит чрезмерное возбуждение нервной системы, характерное для утомления, разгружает ее и сохраняет нервный потенциал ее клеток.

Активный отдых необходим в равной степени людям умственного и физического труда. И чем беднее профессиональный труд движения­ми, тем динамичнее и продолжительнее должен быть активный отдых (на производстве, в утренние и вечерние свободные часы, в выходные дни, в период отпуска),

Наиболее утомительный труд - монотонный, с однообразными •движениями, с напряжением мышц плечевого пояса, при статичной позе, требующий напряжения зрительного аппарата и концентрации внимания. При таком труде утомляемость наступает быстро, работоспособность значительно снижается Реальным способом снятия утомления является производственная гимнастика. В зависимости от видов трудовых операций комплекс упражнений производственной гимнастики может быть специфичным.

В настоящее время существует еще ряд отраслей, в которых используется физический труд. Вопрос о необходимости физической культуры для представителей профессий, чей труд и так трудоемок, решен с физиологической позиции. У рабочих, занятых механизированным или немеханизированным трудом, движения не ориентированы на разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья. Поэтому нужны специальные упражнения для восстановления утомленного организма. По И.П. Павлову это достигается переменой видов деятельности по типу контраста. Специально подобранные упражне­ния активизируют неработающие, неутомленные во время производст­венной деятельности мышечные группы, снижая напряженность внут­ренних органов и систем, нормализуя дыхание, артериальное давле­ние и пульс, повышая работоспособность.

Физическая культура не только укрепляет мышцы. Это, прежде все­го, гимнастика для нервной системы, так как нервные центры, посы­лающие импульсы к мышцам, совершенствуясь и укрепляясь, способ­ны обеспечить максимальную точность, быстроту и силу действия все­го двигательного аппарата. При этом совершенствуются профессио­нальные качества.

Регулярные и дозированные упражнения нервных процессов при­водят к одновременному улучшению свойств психических процессов: концентрации внимания, восприятия, запоминания, воспроизведения информации, сообразительности, ассоциативности мышления. Поэто­му особое значение приобретает физическая тренировка для работни­ков умственного труда. Для «деятельного состояния высшего отдела больших полушарий необходима известная минимальная сумма раз­дражителей. Возможно, что ходьба или другая двигательная деятель­ность как раз и создает эту минимальную сумму раздражителей» - от­мечал И.П. Павлов. Он утверждал, что по состоянию мышц и опорно-двигательной системы можно судить о функциональном состоянии головного мозга. Опорно-двигательный аппарат заряжает мозг мощной энергией - настолько тесная связь между ЦНС и мышечным массивом.

Наблюдения ученых показали, что мыслительная деятельность ус­пешнее всего сочетается с ходьбой, прогулками на лыжах. Ж.Ж. Руссо признавал, что ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. «При усидчивой умственной работе, без движений и телесного труда сущее горе» - говорил Л.Н. Толстой.

Приверженцами физической культуры в самом широком понимании были выдающиеся люди нашей страны: А.В. Суворов, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, И.Е. Репин, М.А. Горький, И.П. Павлов и многие др.

Учеными доказано, что умеренные занятия физическими упражне­ниями помогают восстановлению сил после работы. Однозначного от­вета на вопрос, какой объем физической нагрузки нужен представите­лям различных групп трудовых профессий, не может быть, т.к. многое зависит от возраста, пола, состояния здоровья, уровня физического развития, условий трудовой деятельности. Однако ученые рекоменду­ют представителям интеллектуального труда и малоподвижных про­фессий расходовать не менее 2000 ккал в неделю при трех-четырех разовых занятиях физкультурой, а для профессий, связанных со зна­чительной физической нагрузкой - 1000 ккал. Ежедневный отдых по­сле работы лучше строить по типу «контраста».

 

Правильное построение учебного труда школьников и студентов предусматривает чередование разных видов деятельности, основан­ных на общих закономерностях физиологии труда только с той разницей, что для несовершенного, несформированного организма детей и подростков свойственны более быстрая утомляемость и менее продолжительный период работоспособности.

Если учебное время в школе, вузе согласуется с планом программы и регламентировано расписанием на основе гигиенических нормативов, то поведение учащихся во внеучебное время зависит от их воз­раста, степени подготовленности к учебному труду до школы, образо­ванности родителей и их гигиенического поведения, привычек и уклада жизни семьи. Вне зависимости от перечисленного существуют объек­тивно необходимые условия для нормального физического и психиче­ского совершенствования организма детей, подростков и молодежи -что труд, движение, питание. Если эти естественные потребности на­ходятся в согласии с гигиеническими нормами поведения, то можно избежать отрицательных последствий. Важно, чтобы в резерве сво­бодного времени присутствовал компонент активных действий. Это возможно согласованием своего (личного) режима труда и отдыха в течение дня.

Отсутствие физических упражнений в режиме труда и отдыха, не­соблюдение принципов здорового образа жизни выступают основной причиной того, что каждый третий не восстанавливает свои силы к следующему рабочему дню.

Важен не только суточный, но и недельный научно обоснованный режим труда и отдыха. При его построении учитываются определен­ные закономерности в динамике работоспособности в течение недели. В понедельник она имеет относительно низкий уровень, затем посте­пенно нарастает, достигая максимума к среде, а далее снова снижается. В соответствии с этими показателями физическую тренировку по дням недели распределяют так, чтобы в дни с низким уровнем работоспособности она приносила пользу.

В реальной действительности поведение людей характеризуется низкой физической активностью. Более 80% трудящихся не выполняют производственную гимнастику. Ее выполняют 2,6% женщин 35-45 лет, снятых малоподвижным трудом. Лишь у небольшого числа научных работников (11,8%) и педагогов (18,6%) физическая активность опти­мальна.

Недостаточно используются выходные дни для занятия физкульту­рой Из 43,7% опрошенных, уделивших внимание двигательной активности, 25,7% посвятили физкультуре не более часа. Низкая двигатель­ная активность работников разных профессиональных групп является причиной усталости на работе у 20% респондентов. Среди рабочих йог показатель составил 18,1%, колхозников -20%, работников сфе­ры обслуживания - 22%, среди ИТР - 21,7%, среди творческой интеллигенции - 29,3%.

В последние десятилетия малоподвижный образ жизни стал преобладающим у школьников и студентов. Гипокинезия составляет значительную часть времени — 6-10 и более часов в зависимости от возраста учащихся средних и старших классов недельная двигательная активность ниже физиологических норм: недельную нагрузку 1-2 часа имеют 23%, а 3-4 часа - 28% учеников. 31% учащихся вообще не име­ют еженедельной физической нагрузки. Лишь 10-18% школьников имеют недельную двигательную нагрузку в объеме 10-12 часов, что практически приближается к норме.

Еще более выражены негативные тенденции в аспекте суточной и недельной физической активности у студентов.

Низкая двигательная активность у школьников и студентов обу­словлена объективными причинами (большой учебной нагрузкой, со­стоянием здоровья. Кроме указанных причин у студентов добавляются совмещение учебы с работой, формирование семьи) и субъективными (неорганизованностью, нерациональным распорядком дня, дефицитом свободного времени).

Незначительная часть времени, используемая для активного отды­ха в резерве дня, недели, не способствует полноценному восстанов­лению организма в процессе трудовой недели.