Алкоголь и дети

Говоря об антиалкогольном воспитании детей в семье, следует об­ратить внимание на то, что дела «культурно и умеренно, в меру» пьющих родителей находятся не в меньшей опасности, чем дети из небла­гополучных по алкоголизации семей.

Психологические установки на безопасность малых доз алкоголя (16% мужчин и 6% женщин) и возможность их употребления детьми (считают 5,6% мужчин и 3% женщин), культивируемые в семьях, явля­ются провоцирующим моментом, пусковым механизмом развития алкоголизма у детей.

Психологическое знакомство детей с алкоголем происходит уже в раннем возрасте - 3-4 года, когда, усваивая домашние традиции, дети переносят их в игры, повторяя сценарий родителей, начиная с момента разлива сока, чокания до походки опьяневших. Физическое знакомст­во детей с алкоголем происходит, в основном, в подростковом возрасте.

Подростковый период охватывает годы жизни от 10 до 20 лет. Этот период характеризуется бурным ростом как отдельных органов, так и моего организма в целом, началом и завершением полового созрева­ния, совершенствования функций органов и систем организма. В этот период формируется психика человека, этические и нравственные категории, эстетические понятия. Вместе с тем, пубертатный период (пе­риод полового созревания и гормональной перестройки) отличается Функциональной неустойчивостью, повышенной реактивностью. Поэтому токсическое действие алкоголя на организм подростка в силу его незрелости проявляется в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Острое алкогольное отравление у ребенка наступает при приеме небольших доз алкоголя, протекает тяжелее, чем у взрослого, и представляет опасность для жизни. Доза 60-70 г водки может быть смертельной для ребенка 6-7 лет, а 250 г - для подростка. Известно, что чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем выше риск злоупотребления алкоголем и развития алкоголизма в молодом возрасте.

В.В. Василевский и соавторы заметили, что у 50% наблюдаемых больных первое знакомство с алкоголем относилось к 6-12 летнему возрасту, у 40% - к 12-15 летнему.

Раннее приобщение и систематическое употребление спиртных на­питков подростками способствует развитию хронического алкоголизма в 3-4 раза быстрее и формируется в более молодом возрасте, чем 20 лет тому назад. Две трети хронических алкоголиков составляют лица в возрасте 20-22 года (31,4%) и 23-26 (40,4%).

Проблемой настоящего времени является пивной алкоголизм. Де­тей, страдающих алкогольной зависимостью на почве потребления пива, в стране 60 тысяч.

Следует еще раз обратить внимание на негативные последствия употребления алкогольных напитков молодежью. Именно молодые люди, вступая в брак, строят свою семью и желают иметь здоровых детей. В этой связи уместно вспомнить существовавший на Руси обы­чай, запрещающий молодежи, и особенно новобрачным, употреблять алкогольные напитки, чтобы не рождались неполноценные дети.

Какие факторы и мотивы побуждают подростков и молодежь прибегать к употреблению алкогольных напитков? В обобщенном виде фак­торами, предрасполагающими возникновению алкоголизма, являются. Первое, наследственная отягощенность по алкоголизму, биологиче­ские предпосылки алкоголизма в семье, тяжелые заболевания и пси­хический инфантилизм.

Второй группой факторов, провоцирующих алкоголизм у подрост­ков, является нарушение структуры и функции семьи (неполные семьи в среднем в 35-40%), нарушения межличностных отношений (в 50-70%), отсутствие внимания и контроля со стороны родителей (в 52,8%), материальный уровень, образовательный ценз родителей (в 54,3% случаев родители имели начальное и среднее образование), культурно-ценностные ориентации семьи, асоциальное окружение подростка вне семьи.

К третьей группе факторов относят индивидуально-психологические и характерологические особенности личности подростка и нравственную незрелость (дезадаптация в коллективе, трудные дети, переоценка своих возможностей, неадекватность).

Существенной особенностью подростков «группы риска» является наличие свободного времени. Выполняя уроки за 1 час или не делая их вообще, не выполняя поручений родителей, такие подростки имеют от 6 до 8 часов свободного времени (68,6%). Отсутствие увлечений и не­умение содержательно использовать свободное время - причины упот­ребления спиртных напитков. В поведении таких подростков преобла­дают азартные игры, посещение кафе, баров, «потребление» громкой популярной музыки в компании друзей, сверстников часто с асоциаль­ным уклоном.

Мотивы потребления алкогольных напитков подростками и моло­дежью часто необоснованны: «все так поступают», «вино принято упот­реблять в обществе», нередким поводом считается демонстрация са­мостоятельности, храбрости, выносливости, стремление к самоутвер­ждению и ложному пониманию мужского достоинства.

Анализ мотивации употребления спиртных напитков несовершен­нолетними вскрывает ряд особенностей алкоголизации. В основном, подростки указывают на свойства алкоголя вызывать эйфорию («пью, чтобы развеселиться»), а также на защитный мотив («пью, чтобы за­быть неприятности»). Ответы «тянет выпить» и «вошло в привычку», «приятно пить», «когда все надоедает» отражают осознанное влечение к алкоголю, болезненное пристрастие к нему.

Отвечая на вопрос об основной причине, побудившей к употребле­нию алкогольных напитков, 12% школьников отметили, что они стали пить из любопытства, 5% - за компанию с друзьями и 22% - чтобы по­чувствовать себя взрослым. Последний ответ красноречиво указывает на то, что неразумное поведение взрослых становится плохим приме­ром для подражания у каждого пятого ребенка, пристрастившегося к спиртному.

Мотивами употребления алкоголя у студентов явились выпивки «за компанию» - 50%, «для поднятия настроения» - 25%, а также были и такие мотивы: «улучшить аппетит», «для разговора с друзьями», «так принято», «из принципа».

Анализ причин и мотиваций употребления алкогольных напитков подростками и молодежью свидетельствует о том, что в молодежной среде в большей части случаев нет серьезных предпосылок для употребления алкоголя, и процесс формирования трезвеннических устано­вок и здорового поведения является управляемым.