Воинские звания РФ | СССР | ВМФ | Царской России | Германии | США | Англии

Профилактика дедовщины в армии

Дедовщина в армии — наверное издавна устоявшийся принцип обихода и метод общения солдат меж собой. Значение в том, будто все бойцы проходят путь от духа до дембеля и, согласно срокам службы, разделяются на некоторые категориии.  Названий таковых категорий я слышал большое множество: запах, черпак, салага, карась (в морфлоте) воробей, слон, и т.д. и т.п.  И в зависимости от таковой названной касты все исполняют какие-или повинности и деяния: духи стирают носки дедам, отыскивают для их табак и этак дальше… Деды ведь в собственную очередность оберегают собственных духов от остальных дедов и изучают их жизни, иногда достаточно одичавшими методами.

Содержание не нова. Дедовщина — главная причина робости родителей из-за собственных отпрыской в армии. Откуда это пошло и как это проявляется в данный момент — можете почитать в данном посте.

Откуда же взялась эта самая дедовщина? Мнений существует большущее множество. Кто-то говорит, будто это пришло с зоны, как скоро в 60-е годы зеки пришли в армию, кто-то думает, будто началось это после замены 3-х годичного периода службы на 2-х годовой, либо вообще существует мнение, будто дедовщина была постоянно и всюду.  Понятие дедовщина в данный момент асосоциируется с разного рода издевательствами над юными бойцами как нравственными , этак и физиологическими, и потому совсем нередко я слышу вопросец от родителей солдат  или от вновь прибывших солдат — » Как у вас с дедовщиной? «

Есть этак ведь некоторые заблуждения о том , будто дедовщину в армии спровоцировали сами офицеры, типо им наверное на руку и деды вроде как подсобляют офицерам удерживать юных солдат в узде. С сиим я совсем никак не согласен, хотя может в каком месте-то дедовщина и приветствуется офицерами, однако это опять ведь не эталон, а капля в море.

В данный момент, когда срок воинской службы сократился до года, некоторые мнения изчезли, в особенности то деление на духов, слонов и этак дальше…т.к. в войска пришли годичники, которые за год службы основы то выучить никак не успевают, не то что стать «слоном», правда и у самих у их это отношение -» какие сейчас слоны или духи … все в один срок пришли, правда и служим только год». Этак вот мнение дедовщина пошло на спад, в данный момент неуставные отношения появляются в главном из-из-за неравенства физиологического становления солдат — выигрывают те, кто посильнее и здоровее, при этом осмыслив родное преимущество над наиболее слабенькими друзьями, некие начинают припоминать былые времена и провозглашают себя дедами, неприкасаемыми, ничто никак не делающими и т.д. Эти как правило временами караются офицерами, однако будто им наказание в виде очередного наряда либо выговора, ежели они могут прослужить свой положенный срок ничего не делая и принуждая остальных работать все за себя?  Потому, хоть и реже, однако все ведь возникают случаи нарушений, которые время от времени предаются огласке, из-за которых о дедовщине не забывают, и она ведь говорят чуть ли не главным минусом службы в армии..


 

Профилактика дедовщины в армии

Нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими - это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) на других военнослужащих с целью достижения определенных привилегий («казарменного комфорта»).
Командир подразделения, осуществляя мероприятия по исключению из жизни воинских коллективов фактов глумления и издевательств военнослужащих над сослуживцами, должен руководствоваться следующими основными положениями:
-     необходимо организовать систематический анализ и выработать объективные критерии оценки соблюдения военнослужащими установленного порядка и правил поведения в подразделении (воинской части);
-     организаторская и воспитательная работа по обеспечению дисциплинированности военнослужащих должна вестись исключительно на основе законов, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;
-     воспитательный процесс необходимо организовывать на основе знания реальной морально-психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;
-     для эффективной профилактики нарушений правил взаимоотношении между военнослужащими надо знать формы их проявления в конкретном подразделении, отслеживать наличие соответствующих негативных тенденций, уметь оказывать влияние на микрогруппы людей;
-     следует сформировать эффективную систему воздействия общественных организаций и актива подразделения на морально-психологический климат в воинских коллективах;
-     стоит учитывать факторы, обуславливающие появление неуставных взаимоотношений, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими.
Как показывает анализ, наиболее часто проявляющимися формами нарушений правил взаимоотношений в войсках являются:
-     перекладывание военнослужащими своих обязанностей на солдат более позднего призыва;
-     нанесение побоев;
-     словесные оскорбления;
-     вымогательство денег, продуктов питания;
-     издевательства ради развлечения;
-     побуждение к совершению
-     дисциплинарных проступков.
Чаще всего это происходит в вечернее время, на хозяйственных работах, в нарядах, после отбоя, в командировках и караулах, когда ослаблен контроль за личным составом.
Внешними проявлениями наличия нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими в любом подразделении могут служить:
-     сокрытие случаев травматизма, а также искажение причин и обстоятельств получения травм;
-     подавленное морально-психологическое состояние некоторых военнослужащих или групп, их неряшливый внешний вид, отсутствие у них отдельных видов обмундирования;
-     пренебрежение военнослужащих, занимающих главенствующее положение в воинском коллективе, к уставному порядку, нарушение ими формы одежды, дисциплины строя;
-     направление писем родителям с просьбой выслать деньги, вещи и т.д.
Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих. Для того чтобы исключить сокрытие грубых нарушений, необходимо периодически проводить осмотр военнослужащих.
В результате многочисленных исследований, проводимых в войсках, обобщения опыта работы на местах удалось определить содержательную сторону неуставных взаимоотношений, основных причин и перечень существенных факторов, влияющих на их развитие. Прежде всего следует иметь в виду, что почти всегда в коллективе есть военнослужащие, которые непосредственно поддерживают негативные традиции и играют роль проводников идеи безропотного повиновения негласным казарменным законам.
У них ярко выражены эгоизм, потребительство, корысть, такие военнослужащие привыкли жить за счет других, не любят работать, всячески уклоняются от выполнения заданий, связанных с физическим трудом, свою работу перекладывают на сослуживцев, склонны к наживе, поклоняются власти денег, почти все считают службу в армии ненужной обузой. Все это подкрепляется халатным отношением к выполнению служебных обязанностей. Они высокомерны в отношениях с сослуживцами, пренебрегают общественным мнением, склонны к употреблению спиртных напитков, проявляют элементы чванства, участия в общественной жизни подразделения не принимают.
Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы отрицательной направленности. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений между военнослужащими.
Как правило, добросовестное исполнение должностных обязанностей военнослужащими не очень поднимает их в глазах сослуживцев. В то же время, как правило, самым высоким авторитетом в коллективе пользуются военнослужащие, обладающие незаурядной физической силой.
К сожалению, солдаты и сержанты срочной службы продолжают оставаться удаленной от офицеров категорией военнослужащих. Самым большим и презираемым пороком среди них считается стукачество. Как показали анонимные опросы в войсках, организаторы глумлений и издевательств под видом борьбы с этим злом наглухо закрыли прохождение информации от солдат к офицерам по фактам нарушений правил взаимоотношений.
Главной причиной реализации отдельных фактов неуставных взаимоотношений является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Работа по профилактике, исследованию этих процессов значительно отстала от масштабов и остроты распространения этих позорных явлений в войсках. Основные причины живучести этого негативного явления - безнаказанность обидчиков, низкий авторитет и неэффективность работы сержантского состава, умышленное сокрытие командованием нарушений, нежелание прослыть жалобщиком, стукачем, незнание офицерами реальной обстановки в подразделении, неверие подчиненных в способность командиров искоренить негативные явления.

Интересная информация: Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений - комплексная проблема. Необходимо использовать накопленный годами опыт по предупреждению этих отрицательных явлений, ведь выработанные ранее формы и методы борьбы с ними не утратили своей актуальности и сейчас. Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки в Вооруженных Силах.

Профилактика нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими включает:
-     диагностику (выявление) фактов нарушений правил уставных взаимоотношений между военнослужащими;
-     проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.
В интересах диагностики поведения применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, социологические опросы и др.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к межличностным конфликтам. В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить на первый взгляд скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.
С помощью анализа документов можно на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключение медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники и другие.
При анализе биографических данных необходимо обращать внимание прежде всего на условия, в которых воспитывался призывник. Важной является информация, которая создает представление о наиболее отличительных чертах поведения военнослужащего, допускающего конфликтные действия по отношению к своим сослуживцам.
Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики поведения людей. В интересах выявления военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо опрашивать все категории личного состава подразделения.
Необходимо узнать каждого воина подразделения буквально с первого дня его службы, используя для этого знакомство с документами, личные беседы. Нужно постараться выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду, какие привычки у него сложились, нет ли среди них резко отрицательных. Словом, командиру предстоит увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами. Важно знать, что пишут воину из дома, какое у него настроение.
В повседневном общении с подчиненными необходимо тщательно учитывать сложившиеся особенности характера, привычки каждого. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими, имеющими неопределенные или непостоянные взгляды на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность, поэтому командир должен стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий позволяют сформировать у военнослужащих необходимые коллективистские качества.
Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.
Основные элементы работы по профилактике нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими включают в себя:

  • наведение и поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;
  • последовательную и систематическую работу по изучению личностных особенностей, взаимодействия между военнослужащими различных периодов службы; знание реального положения дел в воинском коллективе;
  • повседневную заботу о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Условия, при которых можно решить проблему нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими:

  • всесторонний учет специфики решаемых подразделениями задач;
  • правильное, равномерное распределение военнослужащих разных призывов по подразделениям;
  • знание офицерами, прапорщиками своих должностных обязанностей, а также должностных обязанностей своих подчиненных;
  • тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение стопроцентного участия в них личного состава;
  • целенаправленная повседневная воспитательная работа с каждым военнослужащим.

Для профилактики нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо:

  • объективно и принципиально оценивать отрицательные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;
  • не оставлять без соответствующего воздействия ни одного факта глумлений и издевательств над военнослужащими;
  • вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия негативных явлений, искривлениями дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих. Исключить применения антипедагогических методов воспитания;
  • настойчиво возрождать сложившиеся за многие десятилетия в воинских частях и подразделениях традиции и ритуалы воинской службы.

Целесообразно раз в квартал с офицерами и ежемесячно с сержантами проводить занятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений.
Основой изучения взаимоотношений в воинском коллективе является индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Индивидуально- воспитательная работа - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.
Систематическая индивидуально-воспитательная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

  • выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;
  • полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;
  • узнать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, уровень физического развития, веропринадлежность и т.д.;
  • постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;
  • прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;
  • правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.

Индивидуально-воспитательная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:

  • изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;
  • выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;
  • практическое осуществление спланированного воздействия;
  • анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно относящихся к воинской службе и конкретных носителей негативных отношений.
Главная цель индивидуально-воспитательной работы - изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. Индивидуальность каждого воина, его социальная природа проявляются в повседневной жизни. Интересы, убеждения, мотивы, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации составляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель.
В ходе изучения взаимоотношений военнослужащих необходимо:
-     анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;
-     изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов;
-     овладевать способами разрешения конфликтов, приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
-     анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
-     постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для его членов;
-     анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни.
Для каждого командира при изучении молодого пополнения особое внимание следует обратить на его социальные потребности. При этом предпочтение следует отдавать потребности в самоутверждении личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится все человеческое поведение. Важно также глубоко разобраться, какова вероятность реализации потребности каждого военнослужащего в коллективе. Для каждого руководителя здесь открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей в интересах сплочения воинского коллектива.
Важнейшим направлением организаторской и воспитательной работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами, является повседневная забота командиров о создании нормальных условий для жизни и службы, о полном обеспечении положенным обмундированием и имуществом, об отдыхе и здоровье военнослужащих. Отсутствие элементарных бытовых удобств, не в полном объеме решенные вопросы тылового и медицинского обеспечения серьезным образом сказываются на морально- психологическом климате в воинских коллективах.
В поле зрения командиров подразделений должны находиться вопросы социальной защищенности военнослужащих.
Проблема социальной защищенности возникает в подразделениях, где со стороны командиров формально предъявляются требования к личному составу, без учета многих индивидуальных и национальных особенностей воинов.
Эти просчеты ведут к тому, что некоторые военнослужащие, которые являются объектом оскорблений, унижений, насмешек оказываются в относительной социально-психологической изоляции.
В социальной защищенности нуждаются прежде всего военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении, а также с нервно-психической неустойчивостью.
Эти категории лиц требуют повседневного индивидуального воздействия. Одним нужна психологическая поддержка, другим - постоянный контроль, третьих надо переубеждать, перевоспитывать.

Методические рекомендации
При изучении первого вопроса стоит обратить внимание, что истоки многих форм нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими следует искать не в обстоятельствах, лежащих за пределами воинской службы, а в неудовлетворительной организации воинской службы, труда и отдыха личного состава.
Во втором вопросе следует отметить, что многое в предупреждении нарушений уставных правил взаимоотношений зависит от стиля работы офицерских кадров. К сожалению, как это не печально, многим из них недостает профессионализма в этом сложном деле. Нужно критически пересматривать прежний опыт, искать новые методы и формы работы по диагностике и профилактике нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими, отвечающие реалиям сегодняшнего дня и ориентированные на перспективу.

 

Рекомендуемая литература:
Маклаков А.Г. (ред.) Психология и педагогика. Военная психология. // СП-б.: Учебник для вузов, 2004. Глава 7.
Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие. / Изд. ВВИА им. В.В. Жуковского, 1992.
Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат, 1991.
Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учеб. пособие. - М., 2003.
Селезнев В., Макаров В. Профилактика неуставных взаимоотношений: Подходы и решения, программа для практиков. Учебно-методическое пособие. М.: ВПА, 1991.