Угрозы безопасности

 

УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.

ЗАДАЧИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПО ПОДДЕРЖАНИЮ

БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ, УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ

РЕФОРМЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ.

 

1. Современное геополитическое положение России и основные источники военных угроз.

2. Вооруженные Силы РФ - гарант военной безопасности страны.

 

Проблемы безопасности России с начала 90-х годов приобрели особую остроту и актуальность. И это понятно, ведь успешное развитие страны возможно лишь в мирных условиях. Перемены в современном мире предоставляют в целом благоприятные возможности для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации. Вместе с тем кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия существенно трансформировали систему международных отношений. Принципиально иными стали угрозы национальной и военной безопасности и соответственно задачи по их своевременному выявлению, так как решать их приходится в условиях коренного реформирования всех сфер общественной жизни, включая военную. Чтобы рационально наметить и проводить ключевые мероприятия по военной реформе, реформе Вооруженных Сил необходимо выявить характер военных угроз и опасностей, с которыми Россия может столкнуться в ближайшем будущем и долгосрочной перспективе.

1. Современное геополитическое положение России и основные источники военных угроз.

Разъясним суть терминов: «военная безопасность», «военная безопасность», «военная опасность», «военная угроза».

Военная безопасность - важнейшее слагаемое национальной безопасности. Этим понятием характеризуется такое состояние государства и общества, при котором они способны защитить свои коренные интересы от опасности угроз, связанных с демонстрацией или применением военной силы.

Интересы суверенного государства не могут полностью совпадать с интересами других суверенных государств. Противоречия, прежде всего антагонистические, таят в себе опасность конфронтации и являются источниками военной опасности. Именно из них возникают, с одной стороны, политические намерения, а с другой - практические действия государств по реализации своих интересов военными средствами. Поскольку такие мероприятия растянуты по времени, процесс нарастания военной опасности можно разделить на качественно различающиеся этапы: потенциальной военной опасности и непосредственной военной угрозы.

Под потенциальной военной опасностью понимается состояние военно-политической обстановки, при котором существует лишь гипотетическая возможность возникновения военного конфликта. Она характеризуется наличием неразрешенных противоречий между соперничающими сторонами, политических намерений и воли хотя бы у одной из них для их разрешения с применением военной силы.

Непосредственная военная угроза в отличии от военной опасности представляет собой состояние военно-политической обстановки, при котором существует реальная возможность возникновения военного конфликта. Она характеризуется наличием антагонистических противоречий между соперничающими сторонами, политических намерений и воли хотя бы у одной из них для их разрешения с применением военной силы, готовностью ее Вооруженных Сил (вооруженных формирований) и других элементов военной организации к решению поставленных задач.

Для определения источников и характера военных опасностей и угроз, необходимо сопоставить интересы России и других государств, учитывая при этом произошедшие в начале девяностых годов глубинные изменения международной структуры, в целом геополитической конфигурации мира, особенно на территории Евразии. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, как же изменилась геополитическая и геостратегическое положение России. После распада СССР она оказалась отодвинутой в глубину евразийского континента, оттесненной дальше в ее северную и северо-восточную часть, оторванной от важнейших портов Балтийского и Черного морей, отдаленной от Западной и Центральной Европы. Сегодня Россия отделена поясом суверенных государств от срединной Азии и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью, границы ее во многих местах стали открытыми.

По сравнению с бывшим СССР резко сократилась ресурсная база обеспечения ее международной деятельности и влияния, сузилось стратегическое оборонное пространство. Распалась организация Варшавского договора, единая военная организация СССР оказалась расчлененной на полтора десятка национальных. Россия лишилась многих преимуществ военно-стратегического характера и оказалась в сложном переплетении военно-политических отношений с бывшими союзниками и друзьями. Следовательно, принципиально новая геополитическая реальность, которую необходимо учитывать при определении угроз военной безопасности страны, заключается в том , что Россия утратила статус сверх державы. Ее место, вес и роль в современном мире кардинально изменились. Огромная территория, мощный ядерный потенциал если и поднимают в какой-то мере ее международный статус, то в очень незначительной. Осознанию этой реальности в известной степени мешает унаследованный Россией от СССР «психологический шлейф» его былой мощи и авторитета.

Вместе с тем совершенно ясно, что Россия как одно из крупнейших государств мира имеет свои национальные цели, свои глобальные и региональные интересы. Реализация и защита этих интересов требует преодоления существенных противоречий - как унаследованных от прошлого, так и возникших вновь. В определенных условиях эти противоречия способны вызвать угрозы национальной и военной безопасности России. Основные из них раскрыты в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 года, а также в его ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ от 6 марта 1997 года.

Источники угроз военной безопасности имеют широкий диапазон (от вероятных, потенциальных до реальных, непосредственных) и существуют практически на всех направлениях.

На Западе интересы России, занимающей центральное место на Евразийском континенте, объективно не могут во всем совпадать с интересами других государств, прежде всего США. Скажем стремлению Вашингтона закрепить свое лидирующее положение в мире объективно не соответствует восстановление и укрепление политической и военной мощи России, рост ее влияния в странах СНГ, в Европе, в других регионах мира. Значит, следует учитывать возможность противодействия этому процессу. Сохраняющиеся сферы разногласий могут стать поводом обострения военно-политических отношений между Россией и США. Наибольшую опасность в этом плане представляют:

- противостояние по вопросу расширения НАТО за счет государств Центральной Восточной и Северной Европы, а также Балтии;

- противодействие США интеграционным процессам на постсоветском пространстве, поощрение ими антироссийских тенденций в политике бывших советских республик, США и их союзники, несомненно, будут заинтересованы в срыве любых попыток консолидировать СНГ под эгидой России для поддержания военного равновесия НАТО;

- унаследованная от «холодной войны» модель взаимного ядерного сдерживания. Исходя из логики данной модели, Россия и США по-прежнему сохраняют ядерное противостояние;

- российско-американские противоречия в таких областях, как миротворчество, торговля оружием и некоторых других.

Очевидны как несопоставимость нынешних возможностей России и США на международной арене, что делает перспективы взаимоотношений между ними на паритетной основе призрачными, так и то, что роль младшего партнера Россию вряд ли устроит. Перманентные же столкновения второстепенных национальных интересов России и США в политической, экономической и других областях при отсутствии долговременной и эффективной концепции сотрудничества возрождают элементы еще не забытого военно-политического противостояния.

Прямо противоречат интересам военной безопасности России попытки приблизить военную инфраструктуру и группировку блока НАТО к границам нашего государства. Военно-политическое руководство России не может оставлять без внимания тот факт, что в случае расширения НАТО за счет принятия государств геостратегическое положение и соотношение военных потенциалов блока и России существенно изменятся в пользу первого. Мысленно обратимся к карте. Глубина зоны ответственности НАТО увеличится до 750 км на восток, что заметно сократит период стратегического предупреждения для России за счет уменьшения «буферной зоны» между границами альянса и Российской Федерации. При этом войска, расположенные в Калининградской области, а после образования сообщества Белоруссии и России - и Вооруженные Силы этих двух государств окажутся в непосредственном соприкосновении с группировками войск Североатлантического блока.

По различным данным, боевой состав сухопутных войск НАТО возрастает на 20%, военно-воздушных сил на - 10-15%. Полученная альянсом у новых союзников аэродромная сеть позволит тактической авиации увеличить глубину ударов по территории России до рубежа Смоленска, Курска. Боевой состав натовских военно-морских сил на Балтике также возрастает примерно на 20%, а с освоением ими стратегически выгодных военно-морских баз Польши Балтийский флот России в значительной мере утратит свободу маневра. Новая инфраструктура НАТО увеличит оперативную емкость Европейского ТВД и позволит сократить сроки развертывания его вооруженных сил вблизи российских границ.

Все перечисленные факторы дают основание воспринимать расширение НАТО так, как это трактуется в военной доктрине России: «наращивание группировок войск (сил) у границ Российской Федерации» и «ввод иностранных войск на территорию сопредельных с Российской Федерацией государств» рассматривается как фактор возрастания военной угрозы.

И тем не менее пока нет оснований однозначно считать США и НАТО врагами России, как это с легкостью сделали, например, авторы независимого исследования «Стратегия реформирования Вооруженных Сил РФ» ( Независимая газета. - 1996. - 11 апреля). У России сегодня нет острых политических или экономических конфликтов со странами НАТО. Во всяком случае таких конфликтов, которые могли бы привести в ближайшем будущем к крупномасштабной войне. Российская Федерация и НАТО заключили Основополагающий акт о взаимных отношения, сотрудничестве и безопасности, а также комплекс договоров о контроле над вооружениями. Они способствуют большей предсказуемости военно-политической ситуации, делают маловероятным внезапное нападение, обеспечивают достаточное стратегическое предупреждение.

Не менее важным с точки зрения национальных интересов и безопасности для нас является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), вплотную примыкающий к границам России. Он является одновременно и сферой жизненно важных экономических интересов, и плацдармом, на котором могут возникнуть очаги напряженности, прежде всего, по поводу территориальных притязаний отдельных государств к России.

В этом регионе главный узел противоречий лежит в сфере отношений Китай - США - Россия. Сделав вывод об отсутствии непосредственной военной угрозы со стороны США и России, китайское военно-политическое руководство сосредоточило внимание на борьбе за геополитические интересы страны и лидерство в АТР. Но следует иметь ввиду крайне негативное отношение к возможности доминирования КНР в АТР со стороны США и Японии, которые осознают, что через 15-20 лет произойдет значительное усиление Китая в экономическом и военном отношениях. По мнению ряда политологов, вероятна реставрация противостояния США и КНР. Логично поэтому предположить, что в любой сложившейся ситуации и для России, и для Китая наиболее предпочтительны нейтралитет и взаимовыгодное сотрудничество. Вероятность военного конфликта между Китаем и Россией в обозримой перспективе представятся еще более низкой, чем на Западе.

Вместе с тем, по оценке ряда экспертов, через 10-15 лет Китай может оказаться на пороге серьезного демографического и сырьевого кризиса, поэтому возрастает его заинтересованность в сырьевых ресурсах Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Юго-Восточной Азии. Уже сейчас нарастает нелегальная эмиграция с территории Китая в стратегически важные районы Забайкалья, Хабаровского края и Приморья. По мере усиления миграционного потока и образования на российском Дальнем Востоке обширных районов компактного проживания китайцев территориальная проблема в отношениях между двумя странами может обрести особую остроту и стать взрывоопасной. Аналогичный характер может приобрести и территориальная проблема, осложняющая отношения между Россией и Японией. Поэтому на Дальнем Востоке и должна быть соответствующая степени военной угрозы оборонительная группировка российских войск.

На Юге угрозу военной безопасности России несут противоречия, связанные с культурно-историческим и социально-экономическим развитием стран Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока. Обстановка здесь в значительной мере определяется попытками усилить влияние исламского фундаментализма, распространить его идеи (в том числе и с помощью оружия ) не только в регионе, но и за его пределами.

В целом к югу от границ бывшего СССР формируется зона противоборства ряда государств, которые способны при определенных условиях в целях самоутверждения и улучшения своего положения начать новый передел мира. Возможность реализации такой готовности, особенно на базе воинствующего национализма и сепаратизма, усиливает вероятность внешней угрозы для Российской Федерации в среднесрочной (5-10 лет) перспективе. Если наметившаяся тенденция к военной конфронтации с исламским миром по «дуге нестабильности» от Боснии до Таджикистана получит развитие, возможно и более активное противоборство с некоторыми мусульманскими странами, стремящимися добиться господства в этом регионе. По мнению ряда экспертов, при худшем варианте развития военно-политической обстановки Россия может столкнуться с несколькими войнами масштаба афганской, причем не только на чужой, но и на своей территории.

В Содружестве Независимых государств, возникших на территории бывшего СССР, происходят противоречивые процессы, которые могут способствовать как стабильному и безопасному развитию, так и возникновению угроз безопасности. Нестабильность в ряде бывших советских республик, возможные конфликты между ними и возникновение внутриполитических кризисов при отсутствии надлежащего политического контроля над вооруженными силами могут привести к крайне негативным последствиям. Вызывает тревогу неурегулированность вопроса о статусе россиян, проживающих в ряде новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР.

Кроме того, источники опасности кроются в смене внешнеполитических ориентацией ряда союзных республик, в свертывании военно-политических отношений с Россией и готовности все теснее сотрудничать с НАТО в подготовке военных кадров, техническом оснащении и боевой подготовке войск. Украино-натовские военно-морские учения «Си бриз - 97» - яркое тому свидетельство.

Усилия России по расширению военного сотрудничества с другими странами СНГ встречают явное и скрытое противодействие со стороны некоторых внутренних и внешних сил. Уже длительное время проводится в жизнь стратегия разжигания вражды между Россией и другими странами Содружества, ослабления наших позиций в этих странах. В этих целях активно используются сепаратистские и националистические настроения. Разведывательные органы и спецслужбы некоторых стран Запада ведут скоординированную деятельность, направленную на то, чтобы с максимальной «эффективностью» использовать разногласия и противоречия среди членов СНГ. Стратегическая цель подобных усилий ясна: максимально ослабить влияние России в странах содружества, всячески блокировать интеграционные процессы.

В тоже время очевидно, что движение к интеграции, взаимодействию, в том числе в военной сфере, набирает силу. Всемерное расширение и укрепление военно-интеграционных процессов полностью соответствует стратегическому курсу России в отношениях со странами СНГ, интересам национальной и коллективной обороны. Ведь вряд ли стоит доказывать, что коллективно любому члену СНГ легче защищать свои национальные интересы, чем в одиночку.

В глобальном плане источники военных угроз для России таятся в смене двухполюсного мира многополюсным, с несколькими, помимо США и России, центрами сил: объединенная Европа, Китай, Япония, исламский мир. Каждый из полюсов (центров силы) имеет собственные интересы, цели, пути и средства их достижения. Разнонаправленность их целевых установок постоянно генерирует новые угрозы национальной и всеобщей безопасности, создает предпосылки для развития множества локальных и региональных вооруженных конфликтов, в том числе вблизи границ России и с ее участием.

Объективная оценка угроз безопасности России обязывает военно-политическое руководство учитывать тот факт, что на планете сохраняется более 70 горячих точек, а свыше 20 районов мира оцениваются как зоны потенциальных конфликтов. Расширяется география межэтнических, религиозных и территориальных противоречий, которые легко могут перерасти в локальные и региональные конфликты различного масштаба и интенсивности. Большинство конфликтных очагов находится на пространстве бывшего Советского Союза, тем самым создавая непосредственную угрозу безопасности России.

Еще один источник военных опасностей связан с распространением ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства. 23 страны, находящиеся на пороге создания ядерного оружия, расположены в регионах, в которых, как правило, сохраняется нестабильная военно-политическая обстановка. В частности, в странах Арабского Востока и Южной Азии растет активность по приобретению или созданию средств доставки ядерного оружия (ракет, самолетов). Следует подчеркнуть, что ряд стран, готовых вступить в «ядерный клуб», охватывают Россию и ее соседей с юга полукольцом. Правомерно эти страны отнести к зоне повышенного риска и учитывать в российской политики ядерного сдерживания.

Наконец, среди потенциальных и реальных источников военной опасности должны быть названы также:

- возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания вооружений другими странами, особенно сопредельными с Россией;

- попытки вмешательства во внутренние дела, дестабилизации внутриполитической обстановки в Российской Федерации;

- подавление прав, свобод и законных интересов граждан России в зарубежных государствах;

- возможность нападения на военные объекты Вооруженных Сил РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

- международный терроризм.

Таков, в самом общем виде, геополитический срез основных источников военной и национальной безопасности России в целом. Надо согласиться с теми, кто считает, что это лишь верхняя часть «айсберга» военных угроз. Значительная его часть остается скрытой за шторами секретности. Кроме того, надо учитывать, что динамизм развития военно-политической ситуации в мире постоянно порождает новые военные опасности.

Наряду с внешними имеются и внутренние источники военных угроз, для противодействия которым могут быть использованы Вооруженные Силы и другие войска РФ. При их характеристике следует обратиться к «Основным положениям военной доктрины РФ».

Таким образом, геополитическая и военно-политическая ситуация в современном мире такова, что конкретной угрозы со стороны других стран для России нет. Сама Российская Федерация не рассматривает ни одно государство в качестве военного противника.

Однако потенциальная военная опасность сохраняется. Главными причинами ее сохранения является сложный комплекс неразрешенных противоречий, стремление ряда государств и политических сил к их разрешению с использованием военной силы. В этих условиях Россия заинтересована иметь армию, способную противостоять любым потенциальным угрозам национальным интересам и безопасности страны.

 

2. Вооруженные силы РФ - гарант военной безопасности страны. Задачи личного состава в 1998 учебном году.

 

В статье 10 Федерального закона «Об обороне» так подчеркнута важность роли Вооруженных Сил России: «Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Сегодня задача нашего государства и общества в военной сфере заключается в том, чтобы путем глубокого реформирования привести военную политику и военную организацию в соответствие с изменившимися интересами возможностями государства и общества. При этом надо учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, армия которую унаследовала Россия, - это вооруженные силы бывшего Советского Союза. Они должны были защищать интересы сверх державы, одного из полюсов двух полярного мира. Сегодня же наша военная политика должна быть нацелена на защиту интересов национальной безопасности России, отнюдь не тождественных интересам СССР.

В связи с этим Россия должна иметь Вооруженные Силы, по своей мощи адекватные ее месту и роли в мировой политике, задачам обеспечения внешней безопасности Российского государства. Определяя задачи Вооруженных Сил, военно-политическое руководство страны считает, что они должны:

- обладать способностью сдерживания угрозы ядерного нападения на Российскую Федерацию и страны СНГ:

- быть нацеленными на парирование крупномасштабного вооруженного нападения, а также агрессии извне, имеющей ограниченные цели;

- обладать способностью вести локальные войны и осуществлять миротворческие операции, прежде всего, в пределах бывшего СССР, как самостоятельно (на основе двухсторонних соглашений), так и в составе многонациональных сил (СНГ, ЩБСЕ, ООН);

- обеспечить военное присутствие России в ряде стран “ближнего зарубежья”) и в некоторых других стратегически важных регионах мира на основе взаимных интересов и общепринятых норм международного права. Цель такого присутствия состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность государства выполнить свои обязательства перед союзниками, укрепить региональную стабильность, обеспечить совместную с вооруженными силами дружественных государств подготовку войск к обороне.

Являясь одновременно континентальной и морской державой, Россия самостоятельно или вместе с союзниками должна иметь силы, необходимые для защиты своих интересов в ряде регионов мира. По мнению целого ряда военных экспертов, ВС РФ должны быть в состоянии одновременно участвовать не менее чем в одной локальной войне высокой интенсивности и в вялотекущем локальном вооруженном конфликте, а также в трех «замороженных» конфликтных операциях.

Во-вторых, Россия должна иметь Вооруженные Силы, соответствующие не только величию нашей державы, военно-политическим целям государства, но и его экономическим возможностям.

В обращении к военнослужащим в связи с реализацией ключевых мероприятий по военной реформе Президент РФ Б.Н.Ельцин подчеркнул, что «масштабы военной мощи страны должны соответствовать существующей и прогнозируемой военно-политической обстановке и экономическим возможностям государства» (Красная звезда. - 1997. - 30 июля).

Очевидно, что оборона должна быть посильной для экономики государства. Оборона не должна быть чрезмерно тяжелой для нее. Но в тоже время оборона не может быть чрезмерно легкой: она должна быть достаточной для того, чтобы страна смогла адекватно отреагировать на любые угрозы ее безопасности. Если происходит нарастание угроз должна одновременно нарастать и оборонная мощь государства. И наоборот. То есть речь идет о том, что оборона должна быть гибкой и подвижной. Любое преувеличение или преуменьшение угрозы национальной безопасности чревато тяжелыми последствиями, особенно в условиях скудности экономических ресурсов.

В-третьих, экономическая слабость страны не позволяет решать задачи реформирования Вооруженных Сил на всех направлениях. Необходимо четко определить приоритеты военного строительства, а именно:

1. Поддержание на должном уровне потенциала стратегического сдерживания.

2.Оптимизация штатной численности Вооруженных Сил, а также совершенствование их состава и организационной структуры.

3. Концентрация выделяемых финансовых средств на наиболее важных направлениях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новейших образцов вооружений и военной техники и оснащения ими Вооруженных Сил.

4. Совершенствование системы управления Вооруженных Сил и оперативно-стратегическими группировками.

5. Принятие необходимых мер к обеспечению социальной защищенности военнослужащих и повышению престижа военной службы.

Стратегическая формула реформы Вооруженных Сил проста и понятна: меньшим количеством войск и сил флота необходимо обеспечить более высокое качество обороны государства. Суворовский девиз - «не числом, а умением» - в 21 веке становится еще более важным.

Наконец, в-четвертых, одним из главных направлений военного строительства является ныне поиск оптимальной модели взаимодействия общества с Вооруженными Силами. Особая актуальность этой проблемы станет еще более ясной, если принять во внимание резкое снижение социального престижа военных за последнее десятилетие, участие армии в политических конфликтах, в чеченской войне. Разрыв некогда прочной связи армии и общества породил индифферентное отношение последнего к собственной безопасности.

А ведь опыт давней и недавней истории убедительно доказывает: готовность не только армии - всей нации к защите Отечества является одним из тех генеральных факторов, которые предопределяют победу над противником. Оборонное сознание народа его готовность встать на защиту Отечества в случае агрессии является сдерживающим фактором, который намного сильнее и эффективнее, чем стратегические ядерные силы. Вот почему создание эффективной системы военно-патриотической работы должно стать важнейшим элементом реформируемой системы обороны государства. Армия, которая опирается на широкую моральную поддержку народа, - непобедима.

Завершить рассмотрение данного вопроса следует изложением требований Министра обороны к организации боевой подготовки войск, конкретные задачи, стоящие перед армией и флотом, видами и родами войск, округами и флотами, соединениями, частями и подразделениями в свете проводимой реформы ВС РФ. При этом важно подчеркнуть, что выполнение задач ВС по обеспечению военной безопасности государства достигается высоким уровнем выучки и организованности, правопорядка и дисциплинированности каждого военнослужащего. Необходимо донести да каждого слушателя идею: успех реформы, выполнение задач стоящих перед частью и подразделением зависит от напряженного ратного труда каждого военнослужащего. Это позволит преодолеть трудности, возникающие в процессе реформирования и создать новую армию, отвечающую требованиям новой Россию. Армию, способную надежно обеспечивать безопасность и защиту Отечества.