Дисциплинированность

 

ВОПРОСЫ:

1. Сущность и содержание воинской дисциплины.

2. Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих.

 

 

 

1.Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она- необходимое условие существования любого общества.

Воинская дисциплина является  разновидностью государственной дисциплины. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Её отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой  и т.д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих её, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т.д.

 

Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:

· обязательность её требований для всех категорий военнослужащих;

· совпадение целей законности и воинской дисциплины;

· детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;

· повышенную правовую ответственность за  нарушение порядка и правил воинской службы;

· обязательное соблюдение нравственных норм, подкреплённых уставными требованиями;

· дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

· единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

​​​​​​​

Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Так записано и в Дисциплинарном уставе  ВС РФ. Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в её обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего. Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на проявлении личной преданности своему народу. Причём дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплочённость военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу; во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создаёт в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и даёт возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жёсткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих. Воинская дисциплина – это основа боевой готовности Вооружённых Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются  субординация, товарищеская взаимопомощь. Её соблюдение даёт возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение  приказов и распоряжений. Можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

 

2. Дисциплинированность – это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы – интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» – это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Её характеризуют внешние и внутренние показатели.

 

Внешние показатели дисциплинированности:

-                       строгое соблюдение воинского порядка;

-                       точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

-                       бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

-                       образцовый внешний вид.

 

Внутренние показатели дисциплинированности:

-                       убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;

-                       знание уставов и наставлений, требований военной службы;

-                       умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

-                       навыки и привычки дисциплинированного поведения;

-                       самодисциплина.

 

​​​​​​​

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не даётся воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определённых качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, он сможет сделать для себя выводы о том, что для него характерны личная неорганизованность, неумение распределить своё время, поверхностное знание уставных требований неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

 Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно даёт оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания – самоанализ. Это мысленное разделение  воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация – «хорош я или плох» – его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, в чём он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнётся в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой велико значение самоконтроля – умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг к другу, тем выше проявляет её к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости воина. Твёрдый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание воинами их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.

Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т.п.

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определённых качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

- анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

- выработка установки на действие;

- проигрыш действия про себя;

- выполнение его по частям или в целом;

- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает  в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть ещё силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к её выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

​​​​​​​

Подытоживая, надо ещё раз отметить, что возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности воинов в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью как для каждого военнослужащего, так и для Вооружённых Сил в целом.

comments powered by HyperComments