Основы конституционного строя и государственная власть в РФ

ВОПРОСЫ:

1. Основы  конституционного строя и национально-государственное устройство России.

2. Высшие органы власти Российской Федерации.

3. Вооруженные Силы в системе российских государственных         институтов.

 

 < 1>

     Под основами конституционного строя понимается совокупность конституционных норм   в  политической, экономической, национальной, социально-правовой сферах. Эти нормы отражены в первой главе Конституции Российской Федерации,  принятой  всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

     Так что же сегодня Российская Федерация в свете Основного Закона? Эти демократическое федеративное правовое государство с  республиканской формой правления.

     Демократических характер нашего государства  проявляется  в  том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нем является его многонациональный народ. В Конституции закреплены и основные формы реализации  власти  народом:  референдум  и свободные выборы как высшее и непосредственное выражение его власти, а также ее  осуществление через органы государственной власти и местного самоуправления.

     Принципиально важными  являются  конституционные  нормы,  имеющие четко выраженную социальную,"человеческую" направленность. Они закреплены в статье 7,где говорится, что наше государство - социальное, "политика которого  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

     В Конституции последовательно проводится классический принцип государственности - принцип разделения власти:  законодательной, исполнительной и судебной, которые являются самостоятельными.

     Важное новшество заключается в установлении  особой  защищенности системы государственной власти. Никто не может присваивать ее, а захват или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

     Почему проблемы государственной власти в нашей многонациональной стране в значительной мере осложнены?  Это связано,  в частности, с ее федеративным устройством.  Поэтому в первую главу ( ст.4) включены такие нормы :  суверенитет Российской Федерации распространяется на  всю ее территорию;  Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории;  Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

     В России признается и гарантируется местное  самоуправление, которое в переделах своих полномочий самостоятельно. Однако органы местного самоуправления в отличие от ранее действовавших местных советов  не входят в систему органов государственной власти.

     Конституция определяет и экономические  основы  российской  государственности. Речь идет о конституционном закреплении частной собственности, о признании и равной защите частной,государственной , муниципальной и иных форм собственности. В нормах Основного Закона закреплены также положения о статусе земли, главным из которых является право частнойсобственности на землю.

     А как с идеологией?  Конституция признает в Российской  Федерации идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности, равенства общественных объединений перед законом. Но установлен запрет на создание и деятельность таких объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения  целостности Российской Федерации,  подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,  разжигание социальной, рассовой, национальной и религиозной розни. Это полностью соответствует нормам международного права.

    Основной закон определяет светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться  в  качестве  государственной или обязательной.  Религиозные  объединения  отделены от государства и равны перед законом.

     Российская Федерация провозглашена правовым государством.  В этой связи к основам конституционного строя  отнесены  положения  о  высшей юридической силе  Конституции РФ и ее прямом действии на всей территории государства; а соответствие Конституции законов и иных правовых актов; об  обязанности соблюдать Конституции и законы всеми органами государственной власти,  местного самоуправления,  должностными  лицами, гражданами и их объединениями.  Впервые в нашем законодательстве устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию, что неопубликованные законы не применяются.

     Также впервые закреплено  положение  о  том,  что  общепризнанные принципы и  нормы  международного  права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

     Рассмотрим более подробно вопрос о соотношении суверенитетов Российской Федерации и ее субъектов.

     В научном плане понятие "суверенитет" однозначных и вольных трактовок тут быть не должно.  Это свойство государства быть верховным, самостоятельным и  независимым  в  проведении своей внутренней и внешней политики. Не  может  существовать  суверенное  федеративное  государство, состоящее из  суверенных же субъектов (республик, областей и т.п.). Такое объединение может носит только характер конфедерации.

     На территории России проживает более 120 наций,  народностей, этнических групп. Они связаны единой исторической судьбой, единой системой хозяйствования. Со  времени  Древнего  Вавилона  мир не знал такого "котла народов",  в котором веками "варились"этносы,  населяющие бескрайние российские (евроазиатские) просторы. Итогом многовекового кипения этого"котла" стал существенный "размыв" коренного  населения  исконных этнических  территорий. Например,  эти  семи миллионов населения Татарстана татар там всего 1,7 миллионов,  а  остальные  проживают  по всей территории  бывшего  СССР- от Прибалтики и Украины до краев и областей Дальнего Востока.  В Карелии из 791  тысячи  населения  карелов всего 79 тысяч.  В Башкортостане башкиры составляют только 22% населения. И не случайно "проблема суверенитета" и по сей день остается острой. Поэтому изъятия из новой Конституции понятия суверенитета субъектов федерации имеет принципиальное значение для сохранения целостности да и самого существования тысячелетней России.

     В Конституции определен состав Российской Федерации.

     Принятие в  федерацию  и образование в ее составе новых субъектов осуществляется в порядке,  установленном  федеральным  конституционным законом.

     Каковы же признаки Российской Федерации как  единого  суверенного государства? Это  единство ее территории и установленный законом порядок изменения границ между ее субъектами; наличие единого гражданства; в качестве государственного установлен русский язык;  закреплена государственная символика: флаг, герб, гимн и столица.

     Важное значение  имеют  конституционные положения,  гарантирующие единство экономического и таможенного  пространства,  денежной  системы, системы налогов и сборов.

     Регламентируя вопросы федеративного устройства России, Конституция устанавливает основы  распределения  властных  полномочий органов Российской Федерации и ее субъектов,  правовые акты которых не могут противоречить федеральному  законодательству.  А  в  случае  противоречия

действует федеральный закон.

     И хотя система органов государственной власти в субъектах федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствие с основами конституционного строя  в  России  и  общими  законодательными принципами, Конституция определяет принцип единства исполнительной власти, т.е.  ее федеральные органы и органы субъектов образуют единую систему исполнительной власти.  Данный принцип дополняется правом федеральных властей создавать свои  территориальные  органы  и  назначать  соответствующих должностных лиц. Установлена также возможность по взаимному согласованию распределения части своих полномочий между органами исполнительной власти федерации и ее субъектами.

 

     Учитывая динамику национально-государственного строительства, возможны изменения в характере  межгосударственных  отношений, Конституция устанавливает, что Российская  Федерация  может  участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в  соответствии с межгосударственными договорами.  Разумеется,  если это невлечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам нашего конституционного строя.

​​​​​​​

     Уже отмечалось,  что в основу конституционного строя России заложен принцип разделения властей:  т.е.  государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.  Статья 11 Конституции устанавливает также,  что  государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ,  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации.

     Глава 4 Основного Закона определяет права и обязанности Президента России, который как глава государства, как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина стоит над ветвями власти,  обеспечивает их согласованное функционирование.

     Особое место Президента в системе государственной власти проявляется также в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства,  принятия мер по охране суверенитета Российской Федерации,  ее независимости и государственной целостности; представление страны в международных  отношениях.  Президент может  использовать  согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти федерации  и  органами ее субъектов,  а также между органами государственной власти субъектов федерации.

     В Основном Законе подробно регламентируется порядок избрания Президента, устанавливается процедура принесения им присяги и ее содержание, закрепляется  его  компетенция в различных областях жизнедеятельности государства:  формирование  Правительства  и  назначении  высших должностных лиц государства,  в области внешней политики,  оборонной и военного строительства, законодательной деятельности, во взаимоотношениях с ветвями государственной власти федерации и ее субъектов.  Установлены и порядок приступления к исполнению  полномочий  Президента  и основания досрочного их прекращения.  Подробно регламентирована и процедура отрешения Президента от должности.

     Законодательную ветвь  государственной  власти олицетворяет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат -  Совета  Федерации  и Государственной Думы.  В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации ( по  одному от его  представительного и исполнительного органов власти ),  а Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

     В отличие от ранее действовавших Конституций СССР и РСФСР,  устанавливавших равенство палат Верховного Совета,  Конституция 1993  года ввела различный порядок формирования,  особый статус и свою сферу полномочий каждой из палат Федерального Собрания. Таким образом, проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственную большинству двухпалатных парламентов стран мира.

     К ведению верхней палаты - Совета Федерации относится : утверждение изменения границ между субъектами  федераций;  утверждение  указов Президента о  введении  военного или чрезвычайного положения;  решения вопроса об использовании Вооруженных Сил за пределами  государственной территории; значение  выборов Президента и отрешение его от должности;назначение на должность судей Конституционного,  Верховного и  Высшего арбитражного судов;  назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора.

     К компетенции Государственной Думы (нижняя палата) относится: дача согласия Президента на назначение Председателя Правительства;  назначение на  должность  и освобождение от нее Председателя Центрального банка, объявление амнистии и другие вопросы.

​​​​​​​

     Главным направлением  деятельности Федерального Собрания является законодательная деятельность.

     Принятый Государственной  Думой закон в течение 5 дней передается в Совет Федерации.  Закон считается одобренный им, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.  В случае

его отклонения  создается  согласованная комиссия для преодоления разногласий, после чего федеральный закон повторно рассматривается  Государственной Думой.  В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственного Думы.

     Принятый федеральный  закон  в течении 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования.  Президент в течении 14 дней делает это либо может отклонить закон,  после чего он вновь рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации. Если при повторном голосовании закон  будет вновь одобрен 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Думы он подлежит подписанию Президентом в  течении 7 дней и обнародованию.

     Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет  Правительство, состоящей из  Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая рассматривает представленную кандидатуру в течении недели.  Дума может отклонить кандидатуру,  причем  после  3кратного отклонения   представленных  кандидатур  Президент  назначает Председателя, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

     Структура и  персональный  состав  Правительства представляют его Председателем Президенту на утверждение.  Правительство может подать в отставку, которая  принимает  или отклоняется Президентом.  Решение об отставке может принимать Президент,  выразить недоверие  Правительству может Государственная  Дума большинством голосов от общего числа депутатов. После выражения такого недоверия Президент вправе  объявить  об

отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. Если государственная Дума в течение 3  месяцев  повторно  выразит  недоверие, то Президент либо  объявляет  об отставке Правительства,  либо распускает Думу.

     Конституция определяет  порядок формирования и устанавливает полномочия органов судебной власти, а также принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.

 

< 3>

     Статья 59 Основного Закона определяет: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".

     Вооруженные Силы - составная часть государственного механизма. Их назначение - вооруженная защита  конституционного  строя,  суверенитета, территориальной целостности и независимости государства.  Они имеют имеют внутренние и внешние функции,  определенные Конституцией, военной доктриной и федеральным законодательством.

     В этой связи хотелось бы отметить произвольное толкование в некоторых средствах массовой информации понятия "армия вне политики".  Да, армия не может, не должна выступать на стороне каких бы то ни было политических партий, движений, объединений, определять политику государства. И только в этом плане она вне  политики.  Однако  армия  является инструментов государственной политики. И в этом смысле она участвует в

реализации целей и задач  этой политики в соответствии с  Конституцией и действующим законодательством.

     Для нормального функционирования правового демократического государства обязателен гражданский контроль над армией. Об этом свидетельствует мировой опыт государственного строительства. В ряде международно-правовых актов,  в частности в документах Совещания по СБСЭ, содержится специальное указание на то, что Вооруженные Силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подчинены им.  Заметим,  что действия этого принципа законодательно закреплено в Конституциях большинства стран мира.  Так,  Конституция США и законодательство о национальной обороне и Вооруженных Силах провозглашает основной  принцип  -их нахождения  под  контролем  юрисдикцией  гражданских властей в лице конгресса и Президента.

​​​​​​​

     Конституция  РФ 1993 года закрепляет осуществление гражданского контроля над армией. В чем это выражается ?

     Во-первых, Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент - лицо гражданское.  Он формирует и  возглавляет  Совет безопасности; утверждает  военную  доктрину;  назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных Сил.

     В случае  агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны  или  в  от-

дельных ее  местностях военное положение с незамедлительным сообщением

об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Президент также наделен правом  введения  чрезвычайного  положения в порядке и при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом.

     Во-вторых, Вооруженные  Силы находятся под контролем Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.  Его  палаты  осуществляют этот контроль  через свои органы,например через Комитеты Государственной Думы по обороне,  по безопасности.  Контроль проявляется  также  в том, что парламент утверждает бюджетные ассигнования на оборону, строительство Вооруженных Сил, безопасность, разведку и контрразведку и др.

     Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положений; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации ( статья 102).

     Государственная Дума контролирует оборонное и военное  строительство через законодательную деятельность, принимая федеральные законы в этой области.

     В-третьих, в  компетенцию Правительства Конституция включает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности.

     Федеральный характер национально-государственного устройства России обусловил отнесение к исключительной компетенции Российской  Федерации решение вопросов войны и мира,обороны и безопасности страны, оборонного производства, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники  и другого военного имущества,  производствоядовитых веществ, определения статуса и защиты  государственной  границы, территориального моря,  воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

     Место армии в системе государственных институтов и правовое положение военнослужащих взаимосвязаны,  особенно в части,  касающейся  их прав, свобод и обязанностей.

     Военнослужащие пользуются всеми конституционными правами и свободами. Но специфика военной службы вносит серьезные коррективы в реализацию некоторых из них. А в отдельных случаях делает ее невозможной.

     Так, право  каждого  человека,  в том числе и военнослужащих,  на свободу ассоциации с другими,  на создание и вступление в партию и общественные организации закреплено в международно-правовых актах о правах человека,  которые согласно Конституции являются составной  частью нашей правовой системы. Вместе с тем статья 22 "Международного пакта огражданских и политических правах" устанавливает  ,  что  "пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям,  кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности,  общественного порядка ...  Настоящая статья не препятствует  введению  законных ограничений пользования этим правом для лиц,  входящих в состав Вооруженных Сил и полиции".  Учитывая особую роль армии в государстве, законодательство большинства стран мир либо полностью запрещает членство в партиях для военнослужащих,  либо накладывает существенные ограничения на их участие в общественных объединениях и партиях.

     Указом Президента РФ от 24 августа 1991 года "О прекращении  деятельности политических  партий  и политических движений в  Вооруженных Силах" закреплен принцип переноса участия военнослужащих в партийной и

политической деятельности  за  рамками служебного времени и за пределы воинских частей, учреждений и организаций. Закон "О статусе военнослужащих" устанавливает  также, что военнослужащие могут состоять только в общественных объединениях,  не  преследующих  политических  целей,   и участвовать в  их деятельности, не находясь при исполнении обязанностейвоенной службы.

     Определенные особенности и ограничения установлены и для реализации военнослужащими таких прав и свобод,  как свобода слова,  права на участие в митингах,  собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, выборах, право на труд и др.  Кстати, подобные ограничения не входят в противоречие с международным опытом и традициями. В США, например, считающихся образцом реализации прав и свобод личности,  военнослужащим запрещено участвовать в каких-либо политических акциях( митингах, демонстрациях и т.п.).

​​​​​​​

     Итак, армия  -  важнейший и неотъемлемый атрибут государства.  Ее роль и место в государственной  системе  законодательно  закреплены  в Конституции РФ,  а сами Вооруженные Силы по закону находятся под гражданским контролем. Главная их функция - вооруженная защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и независимости государства - будет,  несомненно оставаться неизменной. Что же касается внутренней функции, то ее необходимость сегодня обусловлена сложными процессами   национально-государственного    строительства, ростом преступности и другими негативными социальными факторами.