Контроль за соблюдением законов в ВС РФ

Вопросы: 

1. Законность и правопорядок и принципы их обеспечения в армии и на флоте.

2. Правовое воспитание военнослужащих.

3. Обеспечение контроля и надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ.


В в е д е н и е

 

    Мы  совершенно  справедливо утверждаем: жизнь богаче любой схемы, ее в рамки не уложишь. Но столь же твердо мы убеждены и в том, что без четкого  и  недвусмысленного  правого  регулирования  не обойтись, что приходиться   "жизнь"   укладывать   в   рамки  закона.  Само  время -нестабильное,  суетное,  полное  коллизий и потрясений, заставляет нас искать  опоры в твердых нормах права - стабильного и обязательного для всех. Последовательное  укрепление  законности  - необходимое условие успешного  проведения  любых  реформ, в том числе и в области военного строительства.

    Думается, нет необходимости доказывать это утверждение. Еще со школы мы знаем, что в Древнем Риме существовали так называемые "Законы 12  таблиц".  Были  они якобы высечены на камне, и не менялись веками, являя собой   образец   стабильности   и   закона.  Пусть  есть  тут преувеличение,   но   для   нас  -  очевидцев  бесконечного  изменения законов, кройки-переделки Конституции - такой принцип привлекательный.

  Хотя   бурный   всплеск  нормотворчества  -  тоже,  конечно,  насущная потребность дня.

 

 

          Вопрос 1. Что же такое законность в современном понимании этого слова?

 

          Юридический  энциклопедический  словарь дает трактовку данного понятия  как конституционный принцип политической системы государства.

     Суть законности - в неуклонном исполнении законов и соответствующих им иных   правовых   актов  органами  государства,  должностными  лицами, гражданами  и  общественными  организациями.  Законность  предполагает верховенство  закона  в  государственной  и  общественной  жизни,  его господство  и незыблемость во взаимоотношениях государства и личности.

     Причем  "закон"  в  данном случае не просто отвлеченное понятие, а все нормативно-правовые  акты  в  целом,  все  установленные  государством обязательные правила.

     Итак,  ни  одно цивилизованное общество не может обойтись без законов.   Но   в  этой  связи  уместно  заметить вот  что.  Существует довольно-таки   распространенная   иллюзия:   если   принять  хорошие, всеохватывающие   законы   -   преступность   пойдет   на   убыль   и, соответственно,  восторжествует  законность.  Однако,  ныне приходится наблюдать  обратный  процесс.  Законотворческая  работа  вроде бы бьет ключом,  а преступность в обществе, в том числе и в армейской среде не снижается.

      Еще Демокрит писал: "Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет  же  он  сделать  это  лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы  им  было  хорошо.  Ибо  закон  обнаруживает  свое  благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется".

    Повиновение  закону  -  гарантия  утверждения законности. Но статистика  говорит об устойчивом росте целой группы преступлений, в том числе  посягательств  на  общественный  порядок, жизнь и собственность граждан. Вот  почему, говоря о законности, мы часто употребляем рядом другой юридический термин: правопорядок.

        Буквальное значение этого слова - порядок права, то есть порядок закона.  Правопорядок  характеризуется  реальной  степенью  соблюдения законности,   обеспечения  и  реализации  прав  субъектов,  соблюдения юридических обязанностей  всеми гражданами, органами и организациями.

     Правопорядок   предполагает   так   же  решительную  борьбу  с  любыми нарушениями    правовых   норм,   применением   мер   государственного принуждения   к   правонарушителям,   восстановление  нарушенных  прав субъектов.  Таким  образом,  правопорядок  -  воплощение  законности в конкретных  общественных отношениях, урегулированных правом, в системе прав   и   обязанностей их  участников,  результат  неукоснительного исполнения юридических предписаний.

      Правопорядок предполагает устойчивость  юридических  связей и отношений  в  общественной  жизни.  Перед  законодателями  стоит  весьма непростая  задача  -  привести законность в соответствие с конкретными общественными  отношениями.  Если  учесть,  что  эти отношения все еще претерпевают  серьезные изменения, станет ясно, почему столь болезненно и  трудно идет этот процесс. Тут надо трезво смотреть на вещи. Не было и,  думается,  быть  не может законодательства настолько совершенного, чтобы не отставать от жизни на определенном отрезке времени. Во всяком случае, в истории такое случается часто.

      Но стремиться к "совершенству" надо, хотя бы и сознавая недостижимость цели.  Если  сказать проще, то законодатель должен учитывать требования  быстротекущей  жизни  и  не отставать от них, своевременно восполнять те проблемы в праве, которые становятся нетерпимыми. 

    Активная нормотворческая работа идет и в области военного права. И  это  объективный процесс. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что военная реформа немыслима без прочной нормативно-правовой базы.

      Мы хорошо помним с каким подъемом были встречены новые законы в войсках.  Стали поговаривать о возрождении престижа военной службы. Но прошло  какое-то  время  и энтузиазм, с которым восприняли служивые люди дарованные   им   права   и   льготы,   угас,   уступив   место разочарованности   и  скептицизму.  Почему?  Да  потому, что  не  был обеспечен   один  из  важнейших  принципов  законности  -  безусловное исполнение принятых законов.

    "Пропал мой Кодекс!" - воскликнул в свое время Наполеон, узнав о появлении  на  него  первого комментария.  Читая  комментарии к нашим сегодняшним законам  из  "военного  пакета",  многие  военнослужащие искренне огорчены, и думается небезосновательно, тем, что на их глазах  выхолащиваются  целые  статьи вновь принятых законов. Что, конечно же, наносит  колоссальный  ущерб законности. Ибо главенствующая роль в ее обеспечении   принадлежит,   прежде  всего, государственным  органам, которым,  собственно, и дано право применять законы, отдавая приоритет последним перед подзаконными актами. 

    Это требование важно для обеспечения правопорядка на всех уровнях армейской   жизни.   Не   случайно   принцип единства   законности и обязательности   законов   для  всех  закреплен  в  статье  23  Устава внутренней  службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в которой, в частности,   указано,  что  военнослужащие  в  служебной  деятельности руководствуются требованиями законов, воинских уставов.

     Контроль за четким и правильным исполнением законов, забота об укреплении   порядка   и   дисциплины  в  Вооруженных  Силах  являются непосредственными  обязанностями  всех  органов  военного управления и должностных  лиц. В соответствии с основополагающим принципом военного строительства  -  единоначалием,  командир  (начальник)  несет  личную ответственность  за  все  стороны  жизни  и деятельности вверенной ему части  (подразделения).  Именно  командирам  (начальникам) принадлежит ведущая роль в исполнении законов в войсках.

   Между тем практика показывает, что далеко не все командиры ставят закон  во  главу  своей  деятельности. Ежегодно  военными прокурорами отменяются  сотни  незаконных  приказов. Объясняя свои действия, многие командиры  указывают  на то, что руководствовались целесообразностью в сложившихся    условиях.   Однако, противопоставление   законности и целесообразности является грубейшим покушением на законность.

 

   Подводя итог сказанному, хотелось бы напомнить основные принципы обеспечения законности и правопорядка в армии и на флоте.

  1. Во-первых, это принцип верховенства (высшей юридической силы) Конституции  Российской Федерации, законов по отношению ко всем другим правовым   актам, обязательность   актов   вышестоящих  органов  для нижестоящих.
  2. Во-вторых, единство применения законов и иных нормативных правовых актов на всей территории Российской Федерации.
  3. В-третьих, строжайщая охрана прав военнослужащих, членов их семей,  гражданского  персонала,  недопущение  каких  бы  то  ни  было проявлений произвола.

  Военная служба, как известно, - особый вид государственной службы.

 

     Исходя  из  этого, к военнослужащим предъявляются и особые, повышенные требования. На каждого военнослужащего возлагаются общие, должностные и специальные  обязанности, обусловленные спецификой военной службы.

     Законодательство не только определяет обязанности военнослужащих, но и четко  закрепляет  их  права. Военнослужащие  находятся  под  защитой государства.  Их  жизнь,  здоровье,  честь  и  достоинство  охраняются законом. Оскорбление военнослужащего, угроза, насилие, или посягательство   на   его   жизнь,   здоровье,   имущество  и  другие  действия, препятствующие   выполнению возложенных  обязанностей,  а  также нарушение   его   прав влекут   для   виновных  лиц  дисциплинарную, административную,    материальную   или   уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 

    4. Четвертым принципом обеспечения законности и правопорядка в армии и на флоте является равенство граждан перед законом.

    Независимо от воинского звания и занимаемой должности все военнослужащие  должны  иметь равные возможности в защите своих прав, равные гарантии при рассмотрении жалоб, заявлений, в том числе и приобращении в суд.

     Очевидно, не все знают, что 27 апреля 1993 года принят Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права  и  свободы граждан". Согласно этому Закону военнослужащий может обратиться  в  военный  суд  с  жалобой  на действия (решения) органов военного управления, воинских должностных лиц.

     5.Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление прав и свобод  военнослужащих неотделим от исполнения ими своих обязанностей.

     Недопустимо  использовать  предоставленные  законом  права и свободы в ущерб  интересам  общества  и  государства, правам других граждан. Это является пятым принципом обеспечения законности и правопорядка.

     6. Еще одним не менее важным принципом обеспечения законности является  эффективное  правовое  воспитание  и  правовое  информирование военнослужащих.

     Реализация шести перечисленных принципов немыслима без повседневной  организаторской  работы  командиров,  штабов, органов по работе с личным составом, органов военной юстиции, общественных организаций.

   К сожалению, в войсках еще нередки случаи, свидетельствующие о правовом   бескультурии,  а  подчас  и  правовом  нигилизме  некоторых военнослужащих. Не  обладая  необходимой  информацией  о  действующих законах  и  других  нормативных актах, офицеры и прапорщики, солдаты и сержанты  не  проявляют  необходимой  настойчивости в реализации своих прав,  не  всегда  используют  для  этого возможности, предоставленные законом,  воинским  уставом.  Вот почему правовое воспитание, правовая информированность военнослужащих выдвигаются сегодня на первый план.

     Упомянутые термины - "правовое воспитание", "правовое информирование",  "правовая работа" нередко употребляются в одном значении, что несовсем   верно.  Поэтому  важно  определиться  в  том,  что  следует понимать   под правовым   воспитанием.   В  специальной  юридической литературе  преобладает  такая  трактовка  данного  понятия.  Правовое воспитание  -  это  система  мер  воздействия  на сознание и поведение военнослужащих  с  целью формирования  и  развития  у  них убеждений, взглядов, привычек,   которые  гарантировали  бы  осознанно  строгое соблюдение  ими  Конституции  и  законов Российской Федерации, военной присяги  и  воинских  уставов, побуждали бы их активно предупреждать и пресекать совершение правонарушений другими лицами.

 

      Наше отношение к закону, готовность его исполнять или, наоборот, стремление  нарушить если неопределяет, то существенным образом влияет на  состояние  правопорядка. И  многие военнослужащие, выполняют свои повседневные обязанности,   порой  не  догадываются,  что  совершают одновременно правовые действия. И то, на сколько добросовестно они это делают,  уже  говорит  об  уровне их правосознания или, если можно так выразиться, правовой воспитанности.

   Стремление привить "служивым людям" привычку действовать в строго определенных  рамках известных правовых норм не только традиция или же самоцель,  а  жизненная  необходимость,  которая  в наше время - в век ядерного   оружия,  динамизма  и  сложности  военных  действий,  когда малейшее нарушение установленных законами и воинскими уставами порядка и правил военной службы может привести к самым серьезным последствиям, -  становится все более насущной. Впрочем, значение правого воспитания этим  не  исчерпывается.  Культивируемые  в  военной  среде уважение к закону,  правопорядку, дисциплинированность, ответственное отношение к исполнению норм права, своего долга способствуют формированию у воинов активной гражданской позиции. Ибо перечисленные выше качества нужны не только в армии, но и в любой сфере человеческой деятельности.

     Об этом хорошо сказал в своих трудах видный военный теоретик и педагог генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров. Отмечая роль офицеров  в  воспитании  солдат, он  подчеркивал: "Офицер...не только военный  чин,  но нечто большее: он общественный деятель в гражданском смысле  слова,  потому  что  призван  играть,  и  не последнюю, роль в народном  воспитании. Человеку, прослуживщему под его руководством 4-5 лет  и  возвративщемуся  в  среду  народа,  пригодятся  и там привычки исполнительности,  точности,  порядка,  одним словом, дисциплины...Те, кто  думает,  что  дисциплина  нужна  только  в военной службе, сильно ошибаются: и жаль того народа, который ею не проникнут."

      Думается, что слова эти не потеряли своей актуальности и сегодня. Правовое воспитание военнослужащих Российской Армии имеет много общего с  другими  составными  частями  единого  воспитательного процесса - с  патриотическим,   нравственным,   трудовым,   воинским  воспитанием. В правовом  воспитании  используются  в основном те же средства, формы и методы работы, что и в других видах воспитания. Вместе с тем специфика правовоспитательной   работы   обусловливает  некоторые  особенности в формах ее проведения, а стало быть и в условиях обеспечения ее должной эффективности.

     Для того, чтобы строго и точно соблюдать законы, уставы, необходимо знать их, иметь правильное представление по всем правовым вопросам, которые возникают в жизни и требуют практического разрешения. Вместе с тем,   практика работы   в   войсках,  социологические  исследования подтверждают,  что многие нарушения допускаются военнослужащими именно из-за  недостаточного  знания  права. Иногда тот или иной правовой акт должным  образом не реализуется потому, что он не доведен своевременно до исполнения либо не разъяснен порядок его применения. 

   Однако, изучение норм права в процессе боевой и общественно-государственной подготовки, а также в повседневной воспитательной работе -только   одна сторона   правового  воспитания.  Очень  важно,  чтобы военнослужащие  активно  участвовали  в  практической  реализации норм права в жизни и деятельности войск и сил флота.

      Оба указанных пути правового воспитания - влияние словом и воздействие  делом - дают должный эффект лишь при условии их неразрывного единства. Разрыв межу словом и делом, в как бы формах он ни выражался, всегда отрицательно  сказывается на состоянии воинского правопорядка.

    Опыт свидетельствует, что попытки выработать у личного состава высокое правосознание  только  путем  разъяснения  конкретных  правовых  норм, простой  передачи правовой информации, - не дают ощутимого результата. Лишь  там, где  теоретическая  работа  строится с учетом спецификации каждой  воинской части, корабля, подразделения, состояния дисциплины и законности  в  воинском  коллективе, решаемых им в данное время задач, места дислокации и т.д. - можно рассчитывать на успех.

    Например,  военнослужащим,  проходящим  службу  за  рубежом важно знать  те нормы международного права, которые регламентируют временное пребывание  российских  войск  за  границей. В подразделениях, несущих боевое  дежурство,  офицеры всегда обращают внимание солдат на то, что они    выполняют    задачи,   имеющие   непосредственное   отношение к безопасности страны.

   Однако, знать и добросовестно исполнять свои обязанности - еще не значит   быть  юридически  воспитанным.  Объемность  и  многогранность военного законодательства предполагают дифференцированный подход в его изучении  отдельными  категориями и группами военнослужащих (офицеров, прапорщиков, военнослужащих,   проходящих   службу  по  призыву,  по контракту,  военнослужащих-женщин  и  т.д.).  Занимаясь  в  системе общественно-государственной  подготовки, офицеры, прапорщики, сержанты и   солдаты   так  или  иначе  изучают  военное  право  "в  части,  их касающейся".  Вместе  с  тем,  практика  свидетельствует, что из сферы внимания  руководителей  часто  выпадают  военнослужащие,  выполняющие задачи  в  отрыве  от  своих  частей  и подразделений. Восполнить этот пробел помогает планирование.

    На сегодняшний день имеется довольно обширная практика планирования  воспитательной  работы.  Раздел  "Правовая  подготовка" включен в общественно-государственную  подготовку  военнослужащих.  Кроме  того, усвоить  правовые  нормы,  регулирующие  военно-служебные  отношения в части,   подразделении,   можно  в  ходе  изучении  воинских  уставов.

​​​​​​​

     Мероприятия  по правовому  воспитанию включаются в планы воспитательной работы  с  личным  составом  частей и подразделений. Ощутимую пользу в укреплении законности и правопорядка приносит совместная деятельность командования   частей   и  представителей военных  судов,  работников прокуратуры, подразделений юридической службы, других правоохранительных органов.

    Если говорить о формах воспитательной работы, то следует назвать такие,  как  правовая  подготовка,  правовое  информирование,  участие военнослужащих  в открытых судебных процессах. Успешно зарекомендовали себя проводимые  в  рамках правового информирования вечера вопросов и ответов, кинолектории, диспуты, лекции и доклады. И, хотя, в некоторых частях  к  подобным  мероприятиям  относятся  скептически, называют их "застойными",  -  альтернативы  таким  формам работы нет. Важно только наполнить их полноценным содержанием.

      В прежние годы правовое информирование в основном сводилось к "доведению  и разъяснению" уголовной ответственности военнослужащих за воинские  и  иные преступления.  Сегодня  на  первый план выдвигается практика  популяризации нормативных актов, регулирующих права, свободы и  льготы  военнослужащих,  членов  их  семей,  гражданского персонала Вооруженных Сил.

  Особо хотелось бы отметить такую форму правовоспитательной работы, как проведение открытых судебных процессов в присутствии состава. Опыт организации  судебных  процессов  в  расположении воинских частей стал предметом  тщательного  изучения  и был обобщен Главным управлением по работе   с   личным составом  МО  РФ  и  Управлением  военных  судов Министерства  юстиции  РФ.  Результатом этой работы  явилась директива № Д3-69 "О мерах  по  улучшению организации судебных процессов военных судов  в  расположении воинских частей в присутствии личного состава", подписанное  21  июля  1993  года  заместителем  министра  обороны  РФ генерал-полковником В.Мироновым. 

   Нельзя забывать  и о том,  что  весьма  существенным подспорьем в правовом  воспитании  военнослужащих является наглядная агитация. Опыт показывает,  что наиболее  целесообразно иметь в каждом подразделении уголок  правовой информации (см. Приложение № 2), в части (библиотеке)- выставку (стенд) с подборкой материалов в помощь правовому активу, в соединении  -  также  подборку методической литературы в библиотеке, а при возможности - класс социально-правовой работы.

   Непосредственными организаторами правовоспитательной работы в воинских  частях  выступают  командиры  и  заместители по воспитательной работе, а также офицеры по социально-правовой работе. О роли последних хотелось бы сказать   особо.   Круг   обязанностей   офицера   по социально-правовой  работе  изложен  в  приложении  к приказу министра обороны   от   6.07.1995   года  №  226. Причем  правовое  воспитание военнослужащих является приоритетным направлением в деятельности этого должностного лица. Содержание его работы можно свести к следующему:

    Во-первых, к формированию у военнослужащих знаний, навыков и потребности  соблюдать  законы  и  другие  нормативно-правовые  акты в процессе  несения  военной  службы,  а  также  к  воспитанию у личного состава, должностных  лиц  полка  правовой  культуры, уважительного отношения  к  законам Российской Федерации, воинским уставам, приказам командиров и начальников; 

     Во-вторых, к утверждению в повседневной жизни воинского коллектива социальной справедливости, обеспечения прав и льгот военнослужащих, законности и правопорядка. 

    Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что офицер по социальной работе  не  должен  выступать  в  роли  этакого Дон Кихота, в одиночку сражающегося  с  ветряными  мельницами. На успех в правовоспитательной работе  можно  рассчитывать  только  в  том  случае, если ее важность и значимость   понимают   и   командир,  и  его заместители,  и  другие должностные   лица,   призванные всячески  содействовать  укреплению законности и правопорядка в части.

   Законность и правопорядок не просто абстрактные атрибуты в воинской   жизни,   а   необходимое  условие боеготовности  и  нормальной жизнедеятельности Вооруженных  Сил.  Воспитанные в правовом отношении военнослужащие  -  не  просто хорошие солдаты, но и достойные граждане своей страны, опора державности России.

 

   < 3>

 

          Контроль  и  надзор  за  исполнением  законов  в  Вооруженных Силах  РФ  возложен  на  органы  военной  прокуратуры.  В соответствии с директивой  Главной военной прокуратуры от 10.11.1994 года № 1-1161 на военных  прокуроров,  составляющих  часть  единой системы прокурорских органов  России,  возложена  обязанность  по  организации  надзора  за исполнением  законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

    При  этом  надзор подчинен задачам обеспечения  охраны  жизни  и здоровья  военнослужащих,  защите  прав  и  интересов членов их семей, сохранности имущества, оружия, боеприпасов и боевой техники.

    В  настоящее  время  роль  и  значение надзорных функций в условиях   Вооруженных  Сил  значительно  возросли  в  связи  с  усилением правового  регулирования их деятельности, принятием Законов Российской

    Федерации  "Об  обороне",  "О  статусе  военнослужащих",  "О  воинской обязанности  и  военной службе, новых Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской федерации". 

   Особое место при проведении прокурорских проверок отводится надзору  за  исполнением  законов должностными лицами вышестоящих органов военного управления.

​​​​​​​

  Организация  работы  по осуществлению этого вида прокурорского надзора  включает  в  себя  сбор  и  обработку  информации о состоянии законности  в поднадзорных войсках и силах флота, планирование работы, проведение прокурорских  проверок  исполнения  требований  законов и

реагирование  на  выявленные  нарушения,  контроль  за  их фактическим устранением.

  Важным   элементом   этой   работы  является  своевременное  получение информации (сигналов) о нарушении законности в деятельности должностных лиц вышестоящих органов военного управления.

       К  числу источников, содержащих такую информацию, относятся: материалы   уголовных   дел,   прокурорских  проверок,  административных расследований,  анализ имеющихся  данных  о  состоянии  законности на поднадзорных  объектах,  статистические  сведения,  сообщения  средств массовой информации и др.

       Результаты  анализа  сведений о нарушениях  законов  в  подчиненных  и подконтрольных органам военного управления войсках сами по себе могут быть основанием для проведения прокурорской проверки.

     Наиболее распространенной разновидностью проверок такого рода являются  проверки  так  называемым  "сквозным"  методом. Они носят, как правило, тематический характер (исполнение законодательства о правовой и социальной   защите   военнослужащих,   сохранности   федеральной собственности  и  др.).  Суть  их  сводится  к  поэтапному  проведению проверок  в  звеньях:  полк  (батальон)  -  соединение - объединение -   структура штаба и управлений округа (флота).

      Указанные структуры имеют значительные возможности влиять на состояние  дел  в  подчиненных  и подконтрольных воинских частях, поэтому выполнение ими   обязанностей  по  исполнению  требований  законов и  воинских  уставов  на  полученном участке деятельности является важным рычагом укрепления законности в войсках.

    Согласно  ст.21  Устава  внутренней службы ВС РФ обязанности названных  лиц  определяются  не  только воинскими  уставами,  а  так же соответствующими руководствами,     наставлениями,    положениями, инструкциями    или    письменными    приказами   прямых начальников применительно к требованиям названного Устава.

    На  основе  анализа  указанных сведений выделяются наиболее актуальные проблемы, требующие прокурорского вмешательства и учитываются в  организации  работы. Тема проверки и объекты определяются на основе анализа информации о состоянии законности и ее нарушениях. 

      При  наличии сигнала о нарушении законов определяются управление, отдел  или  иные  структурные подразделения  штаба, где надо провести проверку,  по каким  вопросам  и в каком объеме. Одновременно военным     прокурорам   на   местах   при  необходимости направляется  поручение (задание)  по  проверке  в  подчиненных  и подконтрольных штабу войсках обстоятельств  полученного сигнала. По исследуемому предмету изучается имеющаяся   в   прокуратуре информация   о   состоянии  законности и преступности(статистические   отчеты,   докладные   записки,   акты прокурорского реагирования и т.д.).

  Организация  и  проведение  проверки  тщательно  планируются. При этом  учитываются  имеющиеся в вышестоящих органах военного управления формы отчетности,  в  которых  могут  содержаться  сведения  или иные сигналы  о  нарушении  законов и воинских уставов. Подготовленный план проверки утверждается руководством прокуратуры.

    При  работе в низовых  структурах  необходимо  выяснить вопросы  (применительно к теме проверки):

      - проверялось ли в этой воинской части вышестоящими органами военного  управления  исполнение  требований общевоинских уставов и иных законодательных актов:

     - полнота   проверок  и  выяснения  исполнения  в  части  требований   законодательства,   причин   и  условий,  способствовавших  их нарушениям;

   - какие  меры  приняты  к устранению нарушений и решению вопросов об ответственности виновных;

  - постановка контроля за реализацией предложений проверяющих;

   - какие меры приняты командованием части для устранения нарушений.

  В  вышестоящих  органах военного  управления  проверяются, кроме других, вопросы:

   - определены  ли  применительно  к  общевоинским  уставам обязанности   должностных   лиц  по  проверяемым  направлениям  деятельности (предупреждения  травматизма,    посягательств    на    федеральную ответственность и др.);

  - планируются  ли при выездах в подчиненные части проверки исполнения  требований  общевоинских уставов и новозаконадательства по этим вопросам;

  - полнота  проверок,  выяснение  причин  и  условий, способствовавших нарушениям;

    - какие меры приняты к устранению нарушений, наказанию виновных;

   - постановка  контроля  за  реализацией  предложений  и  устранением нарушений;

  - анализируются  ли  вопросы  состояния  законности  по  проверяемому  направлению  деятельности,  какие меры принимаются к укреплению режима законности в подчиненных частях.

     Данный перечень вопросов не является исчерпывающим и может быть дополнен.

     В случаях установления проверкой нарушений законности должностными  лицами  вышестоящих  штабов, неподнадзорных военным прокурорам, проводящим проверку,  о  вскрытых  фактах  информируются вышестоящие прокуроры   с   составлением  при  необходимости  проектов  документов прокурорского реагирования. 

  Проверки  по  вопросам,  требующим  специальных познаний, проводятся  с  обязательным участием специалистов. Они подбираются из числа наиболее квалифицированных  работников высших контролирующих органов, научных учреждений и т.п. Правомочному командованию, руководителям или другим   должностным лицам   заранее   готовится  письмо  о выделении специалистов.    В    нем   излагается   суть   проводимой проверки, обосновывается  необходимость  участия  в ней специалиста, указываются перечень   подлежащих разрешению   вопросов   и   срок   исполнения.

     Представленные  вопросы  могут быть уточнены в рабочем порядке. Выводы специалиста излагаются в письменном виде. 

    Проверка начинается со встречи с руководством вышестоящего штаба и  тех структурных подразделений, где она будет проводиться. Вручается предписание   на выполнение  служебного  задания  и  доводится  цель проводимой  проверки.  Одновременно  выясняются проблемы и трудности в деятельности  органов  военного управления,  оценка  его руководством состояния законности  и  правопорядка  в подчиненных и подконтрольных войсках,  принятые  и  перспективные меры  по их укреплению. Решаются организационные вопросы   с  истребованием  необходимых  документов, предоставлением помещения для работы и т.д. 

    По  мере  надобности  оформляется  секретная рабочая тетрадь. В период  проверки она сдается проверяющим в секретную часть управления, а   по   окончании  -  высылается  установленным  порядком  в  военную прокуратуру.

   Для  определения  нужной информации в делопроизводстве штаба изучается  номенклатура  дел  по каждому структурному подразделению. Как правило,  в ходе проверки истребуются изданные руководством управления и   нижестоящими   должностными   лицами   правовые акты,  обращения военнослужащих   и   иных   граждан, акты   проверок   подчиненных и подконтрольных, материалы служебных расследований, отчеты о финансово-  хозяйственной  деятельности и др. Особое внимание уделяется законности принимаемых  решений  по  жалобам, а так же роли вышестоящих штабов по управлению  и физическому  устранению выявленных при выездах в войска нарушений  закона. В виде ксерокопий необходимые документы приобщаются к   материалам   проверки.   Копии секретных  документов  снимаются с разрешения правомочного   командования   и   высылаются   в  военную прокуратуру с секретной почтой. 

     В   процессе   работы   поддерживается   постоянное  взаимодействие  и осуществляется информационный обмен с прокурорскими работниками и специалистами, участвующими в проверке.
     По  исследуемым  обстоятельствам  при необходимости от должностных  лиц получаются письменные объяснения. При изъявлении опрашиваемым желания   написать объяснение собственноручно   ему   предлагается подготовленный  в  письменной  форме  перечень  вопросов.  Присутствие специалиста при получении объяснения не исключается. 

​​​​​​​ ​​​​​​​

   По  завершению  проверки  в  вышестоящем  штабе  проводится  разбор  и составляется докладная записка руководству военной прокуратуры.

    Если  по  материалам  проверки,  к  моменту  ее  окончания правомочным должностным   лицом  издан  приказ  об устранении  нарушений  закона, способствующих   им причин  и  условий,  наказании  виновных,  это в обязательном  порядке  отражается  в  докладной  записке с приложением копии документа.

  При  участии  в  проверке нескольких прокурорских работников каждый из них готовит справку о результатах проделанной работы и вскрытых нарушениях.  После обобщения  и  анализа  справок составляется единая докладная записка.

   Проверка  заканчивается  составлением   документов   прокурорского   реагирования.   В  дальнейшем  проводится  работа  по  реализации     предложений и обеспечивается контроль исполнения.