Индивидуально-воспитательная работа в подразделении

ВОПРОСЫ:

1.Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими.

2. Методика индивидуального воспитания военнослужащих.

 

Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том,  что её эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) изучать и учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствует повышению уровня боевой готовности, качества боевой и общественно-государственной подготовки, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки.

 

< 1>

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) – это систематическое  и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (различных категорий военнослужащих), осуществляемое с учётом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определённых условиях методов, форм и средств воспитания.

Отличительной чертой индивидуально-воспитательной работы является то, что главное внимание воспитателей сосредоточено на изучении и учёте индивидуальных особенностей военнослужащих. Её эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воина. Глубиной изучения его психики и личностных качеств. ИВР предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных, с педагогической  точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния.

Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими преследует несколько задач, которые составляют её содержание. Основными из них являются:

  1. формирующая, которая предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;
  2. мобилизующая способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом;
  3. профилактическая позволяет формировать у воинов установку на недоступность и предупреждение отклонений в их поведении;
  4. развивающая характеризует ИВР с точки зрения её возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;
  5. перевоспитательная задача связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.

В процессе организации ИВР необходимо прежде всего изучить информацию биографического характера, что является одной из уставных обязанностей каждого командира (начальника). Практика показывает, что офицеру, прапорщику необходимо знать следующий минимум сведений о подчинённом: фамилию, имя, отчество; время и место рождения; состав семьи, род занятий её членов; в каких учебных заведениях обучался; где и кем работал; какой общественной деятельностью занимался; уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения.

Эти и другие данные можно получить, изучив личное дело и другие документы военнослужащего, по возможности побеседовав с его родителями (родственниками), а также путём индивидуальной ознакомительной беседы. Биографические сведения должны быть зафиксированы в книге (журнале, дневнике, блокноте) учёта индивидуальных особенностей военнослужащего, а в последующем пополняться и активно использоваться при осуществлении ИВР.

Далее необходимо изучить индивидуальные психологические особенности каждого военнослужащего. Для выяснения самого существенного в многообразных проявлениях психики любого человека требуется ответить, как правило, на три важнейших вопроса: «Что он хочет? Что он может? Кто он есть?»

Понимание того, что хочет военнослужащий, означает определение его ведущих потребностей и мотивов, его целей и, самое главное, направленности личности. Для ответа на первый вопрос необходимо изучить личную характеристику воина, присущую ему в конкретный момент времени, полученную на основании опроса:

 

​​​​​​​

 

  • в чём он испытывает острую необходимость (переживает нужду) в духовном и материальном плане;
  • кто для него является примером, кому и в чём он хотел бы подрожать;
  • каковы его ближайшие и перспективные устремления в учёбе, военной службе, общении с сослуживцами и командирами, другими людьми, в работе над собой;
  • что именно побуждает воина к служебной деятельности (чувство долга или корысть, ответственность или страх, верность данному слову или боязнь наказания и др.).

Полученные сведения о военнослужащем помогут воспитателю, как показывает практика, лучше понять особенности отношений подчинённого к военной службе, себе и окружающим людям, позволяют предвидеть его поведение.

Ответ на вопрос «Что воин может?» помогает понять, чем он отличается от других военнослужащих, к каким видам деятельности наиболее предрасположен в силу своих индивидуальных особенностей. При этом важное значение имеет изучение уровня развития таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание,  речь. Остановимся на каждом из них.   

  • Ощущение – это простейший психический процесс отражения в сознании отдельных свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека. Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познавательный процесс называется восприятием.
  • Представление – это возникновение в сознании человека образов ранее воспринимаемых объектов.
  • Под воображением понимается деятельность сознания. В процессе которой создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний. Благодаря воображению можно представить предметы, которые  ещё не влияли ранее на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.
  • Внимание – это преимущественная устремлённость сознания человека на определённый объект или чвление. Правомерно считается. Что оно является одной из важнейших психологических предпосылок успеха военнослужащего в учёбе и службе. Основными свойствами внимания являются: концентрация, распределение, переключение, устойчивость, колебание и отвлекаемость. Люди, не обладающие развитым вниманием, характеризуются рассеянностью.
  • Память – это процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. В зависимости от того, какая информация человеком запоминается, различают образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память. Кроме этого, важной характеристикой памяти является кратковременность и долговременность запоминания. Память каждого военнослужащего имеет свои особенности. Одни хорошо запоминают наглядный материал или лица людей, другие – фамилии или цифры. Есть воины, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти) или услышанное (слуховой тип), или то, что явилось объектом их двигательной активности (двигательный тип). Командиру важно знать особенности памяти каждого подчинённого и учитывать их при проведении ИВР.
  • Мышление – это процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями. Чтобы военнослужащий осознанно и с высоким качеством осуществлял служебную деятельность, он должен уметь отражать особенности, связи и отношения между явлениями и процессами, происходящими в обществе и воинском коллективе. Мышление характеризуется мобильностью, быстротой, самостоятельностью, целеустремлённостью, глубиной, гибкостью, широтой и другими качествами. Уровень их развития следует учитывать при изучении мышления военнослужащих.

Мышление непосредственно связано со словами и фразами, которые составляет речь человека. Её подразделяют на внутреннюю и внешнюю. Последняя включает устную (диалог и монолог) и письменную формы, играет важную роль в общении между военнослужащими.

Все эти психические процессы непосредственно связаны с эмоциями (чувствами) и волей человека. Эмоции (чувства) – это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Они принимают самое непосредственное участие в регуляции поведения, психофизиологической настройке организма и влияют на поведение воинов. В процессе ИВР командиры (начальники) призваны учитывать особенности эмоционального состояния военнослужащих, уметь вызывать такие эмоции и чувства, которые способствуют выполнению различных задач, возникающих в воинских коллективах, и локализовывать те, что подавляют волю воина.

  • Воля – это способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью и стремиться достичь её, преодолевая трудности. Перед воином повседневно возникают внешние по отношению к нему и внутренние трудности. Поэтому воспитателю важно формировать и развивать у воспитанников такие волевые черты характера, как целеустремлённость, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность и др.

Обладая сведениями об особенностях протекания психических познавательных процессов, об уровне развития чувств и воли у каждого из военнослужащих, командир (начальник) способен сделать вывод о том, к чему в силу своей индивидуальности наиболее предрасположен тот или иной воспитанник. Воспитатель, владеющий информацией о психологическом состоянии подчинённого, может наиболее верно понять его индивидуальность. Исходя из этого и следует в дальнейшем осуществлять индивидуальный подход в процессе воспитания подчинённых.

Однако для осуществления ИВР не стоит ограничиваться изучением биографических данных и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Наряду с этим необходимо изучать и знать уровень развития личности военнослужащего.  

Характеристику уровня развития личности военнослужащего составляют следующие показатели: степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами (начальниками), другими людьми; место среди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.); степень влияния на других военнослужащих (авторитетность); способность адаптироваться к условиям военной службы и др. В своей совокупности данные об уровне развития личности военнослужащего должны способствовать пониманию его места  и роли в воинском коллективе и тому, как коллектив отражён в его личности.

На основе данных сведений командиры (начальники) в процессе воспитания призваны осуществлять личностный подход к военнослужащим, который существенно дополняет индивидуально-психологический. Важно подчеркнуть, что если последний оторван от личностного подхода, то это ведёт лишь к «коллекционированию» черт индивидуальности человека и не позволяет сделать какие-либо выводы для организации ИВР. А.С. Макаренко о такой ситуации писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля – А, эмоции – Б, инстинкт – В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает». Поэтому индивидуально-психологический подход в воспитании всегда должен сочетаться с личностным.

 

​​​​​​​

 

Сведения биографического, индивидуально-психологического и личностного характера командир (начальник) может получить при помощи следующих методов: наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов (продуктов) деятельности, обобщения независимых характеристик, изучения документов, эксперимента, тестирования и др. Представим краткую характеристику некоторых методов.

Наблюдение как метод познания заключается в целенаправленной и организованной фиксации различных проявлений поведения военнослужащих. Различают несколько видов наблюдения: непосредственное и опосредованное, индивидуальное и групповое, фронтальное, выборочное и др. Организация наблюдения предполагает выполнение следующих основных требований: чёткого определения цели и составления плана наблюдения, избрания способов и средств фиксации изменений в процессе наблюдения, детальной регистрации получаемых данных.

Беседа как метод  изучения военнослужащих предполагает получение информации в форме диалога. Ценность данного метода заключается в возможности установления личного контакта с воином, оперативного получения и уточнения различных данных «из первых рук». Основными видами беседы являются: индивидуальная и коллективная, формализованная и неформальная, ознакомительная (первичная), тематическая и др. Воспитательная практика выработала определённые правила использования метода  беседы: беседовать следует преимущественно с целью изучения воина; необходимо чётко и ясно формулировать вопросы, учитывать уровень общего развития и компетентности собеседника; побуждать военнослужащего давать развёрнутые и откровенные ответы; избегать некорректных вопросов; учитывать психологическое состояние собеседника; не проводить беседу второпях, в возбуждённом состоянии, при явном дефиците времени; специально подбирать место (помещение) для беседы, обеспечивающее спокойную обстановку.

Интервьюирование в отличие от беседы предполагает только постановку вопросов командиром (начальником) и выслушивание (фиксацию) ответов военнослужащего. Главная цель использования данного метода заключается в том, чтобы оперативно выяснить необходимые сведения. Как правило, вопросы для интервью готовятся заранее, но в процессе опроса могут возникнуть и новые, в том числе уточняющие. При проведении интервьюирования важное значение имеет умелое и тактичное использование технических средств: диктофона, магнитофона, телекамеры, фотоаппарата и т.п.

Достаточно часто в целях изучения военнослужащих применяется метод анкетирования. Он позволяет получить, как правило, письменную информацию одновременно от значительного числа респондентов. В основе анкетирования лежит вопросник, разработка которого требует некоторой подготовки и определённого опыта. В то же время можно воспользоваться анкетами, разработанными специалистами-психологами  или социологами, адаптировать их к особенностям обстановки и целям изучения воинов.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе командиром (начальником) возможно большего числа сведений о военнослужащих от других командиров, сослуживцев, родителей и т.п. При этом следует стремиться к обобщению данных, полученных от различных субъектов воспитательной работы при изучении воинов, участвующих в различных видах деятельности.

Изучив и проанализировав индивидуальные особенности военнослужащих, командир (начальник) приступает к осуществлению ИВР. Это связано с реализацией определённых методов воспитания – совокупности способов, приёмов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор методов ИВР зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей  военнослужащих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следовательно, необходимо уметь владеть всей системой методов ИВР и применять их комплексно.

К  системе методов ИВР относятся: убеждение, упражнение, поощрение, пример, соревнование, критика, принуждение. Рассмотрим кратко сущность и содержание некоторых из перечисленных методов, а также условия их успешной реализации.

​​​​​​​

Метод убеждения – основной метод воспитания военнослужащих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформировать из них защитников государства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осознанного принятия военнослужащими социальных и военно-профессиональных требований, превращение их в мотивы служебной деятельности.

Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализация предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные и личностные качества. Основными условиями достижения результативности метода упражнения являются:  а) соблюдение уставного внутреннего порядка в воинской части (подразделении), точное выполнение распорядка дня; б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обязанностей; в) высокая требовательность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной заботой о них.

Суть метода поощрения в ИВР заключается в использовании воспитателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуждения их  к формированию и развитию у себя позитивных личностных качеств и привычек поведения. Ведущими средствами реализации метода поощрения являются: виды морального и материального поощрения, предусмотренные ДУ ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение в качестве образцов для подражания.

Для достижения эффективности метода поощрения воспитателю необходимо соблюдать следующие условия: а)обеспечивать обоснованность и справедливость поощрения. Незаслуженные поощрения негативно влияют как на поведение воина, к которому применяются меры поощрения, так и на морально-психологический климат воинского коллектива, в котором служит поощряемый; б) поощрение должно применяться за высокие результаты, достигнутые воспитуемым в основных видах деятельности: учёбе, службе, общественной работе, спорте; в) поощрения использовать оперативно; г) разнообразить меры поощрений, последовательно их наращивать по мере роста успехов подчинённых; д) соблюдать гласность, открытость, торжественность ритуала поощрения.

Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на воинов силой положительного примера и формирование у них образца для подражания. При реализации данного метода в практике воспитания офицерам предлагается использовать следующие средства: примеры из жизни выдающихся государственных, общественных, военных деятелей; примеры подвигов национальных героев; примеры из истории отечественных и мировых войн; героические примеры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из области литературы, искусства; примеры служебной деятельности передовых воинов; личный пример прежде всего непосредственного командира (начальника).

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР  и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования офицер имеет право реализовать метод принуждения как крайний способ воспитательного воздействия.  Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые используются с целью изменения поведения воина, побуждения  к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Основными средствами метода принуждения являются: категорическое требование; напоминание об обязанностях военной службы; предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной  или уголовной ответственности; обсуждение проступка на собрании воинского коллектива; привлечение к дисциплинарной или к уголовной ответственности. Использовать эти средства необходимо осмотрительно, в зависимости от характера проступка, обстоятельств его совершения и возможных последствий, с учётом прежнего поведения воина, продолжительности его службы в части (подразделении) и других особенностей.

Такова общая характеристика системы методов ИВР. Ещё раз подчеркнём, что все они тесно связаны друг с другом.

Таким образом, ИВР в подразделении – это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть её заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и личностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приёмы и средства воспитания.

​​​​​​​