Федеральная целевая программа - Государственные жилищные сертификаты

1. Вступление.

2. Цели и задачи федеральной целевой программы, ее основные положения.

3. Порядок получения сертификатов и приобретения жилья участниками Программы.

4. Заключение.

 

 

Вступление

 

Проблема обеспечения жильем действующих и уволенных в запас военнослужащих  сегодня остра, как никогда. Начавшееся сокращение армии, и это уже очевидно, еще более усугубляет  ситуацию.

Решению данной  проблемы всегда уделялось большое внимание. Основной упор в действовавших программах (Государственной программе 1993-1995 годов и Государственной целевой программе 1996-1997 годов) делался на финансирование за счет федерального бюджета строительства государственного и муниципального жилья и его предоставление по договору социального найма данной категории граждан. С 1993 по 1996 год для военнослужащих Вооруженных Сил РФ было построено и приобретено жилье общей площадью 7,7 млн. кв. метров.

Однако две эти Государственные программы были осуществлены не очень успешно: по истечении пяти лет очередников-отставников только прибавилось. Обе программы  работали по одной схеме - отставник едет для постоянного проживания в регион, который выбрал, встает там в очередь на получение жилья, затем Минфин перечисляет средства, а местная администрация предоставляет квартиру. По идее так должно было быть. Однако жизнь зачастую вносила серьезные коррективы в эту схему. Обстановка в регионах  нередко складывалась так, что власти направляли полученные деньги на зарплату бюджетникам, которые грозили забастовкой, или на другие, по мнению местных администраций, более первоочередные цели.

А между тем в Нижнем Новгороде отрабатывался эксперимент с      жилищными сертификатами, который дал хороший результат. Он показал, что данная форма решения проблем бесквартирных военнослужащих позволяет решить целый комплекс задач:

-  ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретать готовое жилье на рынке;

-  расширить гражданам право свободного выбора качества и местоположения жилья;

-  повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам-получателям;

- экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные или кредитные средства;

- избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.

С учетом всего этого, а также упреждая развитие негативных социальных процессов в армейской среде, Президент и Правительство России в последнее время предприняли ряд важных практических шагов по решению проблем, связанных с обеспечением военнослужащих жильем.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 года N Пр-1777 разработана федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее по тексту - Программа)которую затем рассмотрела и одобрила Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Б.Е.Немцова.

20 января 1998 года  Постановлением  Правительства РФ Программа  утверждена.  28 января 1998 г. Указом  Б.Н.Ельцина ей придан статус президентской.

21 марта 1998 года Правительством РФ принято постановление N 320 "О мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Им утвержден "Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков".

В соответствии с этими документами в мае с.г. началась практическая реализация Программы.

Первые 27 государственных жилищных сертификатов  вручены 6 мая с.г. Заместителем Председателя Правительства РФ Б.Е.Немцовым военнослужащим 166 отдельной гвардейской мотострелковой Витебско-Новгородской дважды Краснознаменной бригады и 12 Мгинской Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии.

 

1. Цели и задачи Программы, ее основные  положения

Главной целью Программы является скорейшее решение проблем обеспечения жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке или использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.

 

Для этого предусматривается:

-  использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;

- привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков для завершения строительства жилых домов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета;

- развитие системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья участниками программы в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.

 

​​​​​​​

 

Срок выполнения Программы  - 5 лет (1998-2002 гг.).

Среди основных исполнителей Программы - администрации республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации, министерства и ведомства, в которых Законом предусмотрена военная служба. Они организуют всю работу по выполнению Программы на местах.

 По итогам конкурса, проведенного Министерством финансов РФ, определились банки, которые будут проводить финансовые операции участников Программы. Ими стали: Сбербанк России, Инкомбанк и Промстройбанк. Эти банки имеют свои отделения в большинстве городов России.

Осуществление информационного обеспечения реализации Программы, а также организация взаимодействия ее участников возложено на Генерального управляющего Программой. В его составе представлена Военно-страховая компания, на базе 80 филиалов которой будут развернуты консультационные пункты практически во всех регионах России.

Очень важно отметить то обстоятельство, что изначально решен основной вопрос реализации Программы - ее финансирования. Впервые график выделения денежных средств на эти цели утвержден Президентом РФ. Для реализации Программы в 1998 году будет направлено 5,1 млрд. рублей. Этим документом определено приоритетное участие в Программе военнослужащих, увольняемых в запас, т.к. из этой суммы для них выделяются 3,2 млрд. рублей.

 

Участие в Программе дает ряд преимуществ:

                    - во-первых, можно быстро приобрести жилье;

- во-вторых, предоставляемой участнику Программы субсидии вполне достаточно, чтобы стать владельцем отвечающей  условиям для проживания квартиры или дома. Если такой вариант его не устраивает, он может взять кредит в одном из участвующих в Программе банков для того, чтобы доплатить за жилье улучшенной планировки.

 

Кто же может стать участником Программы?

Во-первых, это военнослужащие, увольняемые с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более. Много вопросов вызывает определение - “увольняемые с военной службы”. Необходимо отметить, что в первую очередь речь идет о тех категориях военнослужащих, которые после увольнения с военной службы в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона РФ “О статусе военнослужащих” обязательно должны быть обеспечены жильем. Среди них те, кто увольняется:

- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе,

- по состоянию здоровья,

- в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Во-вторых, это граждане, уволенные с военной службы, не имеющие жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В-третьих, в Программе могут принять участие граждане,  подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Участие в Программе  дело абсолютно добровольное. Если военнослужащий не желает участвовать в ней, то он обеспечивается жильем в установленном Законом порядке.

Участники Программы должны   быть   полностью   проинформированы   об   условиях  ее реализации   и  дать   письменное согласие на участие в  Программе  на  данных  условиях.

Необходимо обратить внимание и на то важное обстоятельство, что участники Программы до момента приобретения жилья не исключаются из списков очередников на получение государственного или муниципального жилья.

Возможность приобретения жилья участник Программы реализует путем получения от государства безвозмездной субсидии. Она предоставляется в   виде   денежной   суммы,   которая на руки участнику Программы не выдается, а размещается   на  открытом им в отделении одного из имеющихся в регионе банков (Сбербанке России, Инкомбанке или Промстойбанке) блокированном   целевом   счете. Эти средства могут быть использованы получателем безвозмездной субсидии только на приобретение жилья. Они перечисляются банком только после представления оформленного установленным порядком договора купли-продажи. Не допускается использование безвозмездных субсидий  с   блокированного    целевого    счета   на   финансирование   нового   строительства или завершение строительства.

Размер безвозмездной субсидии (Р) зависит от:

- социальной нормы площади жилья (Н), которая составляет  33 кв. м. общей площади на одинокого, 42 кв. м. на семью из двух человек и из расчета 18 кв. м. на каждого члена семьи при ее численности из трех человек и более. Следует также иметь в виду, что при расчете безвозмездной субсидии льготы военнослужащих  на дополнительную жилплощадь не учитываются.

- средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (С) на территории субъекта РФ (определяется каждые полгода). Кроме того, устанавливается предельный размер стоимости 1 кв. метра жилья по Российской Федерации, который применяется при расчете размера субсидии в случае, если средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья в субъекте РФ превышает  указанный  предел.   На первое полугодие 1998 года он составляет 2 800 рублей (размер безвозмездной субсидии на второе полугодие 1998 года будет определен Минфином РФ и опубликован в “Красной звезде” и других СМИ) ;

- численности семьи.

 

Субсидия расчитывается по формуле:      P = H x C x 0,8.

                              

 Пример:

На какую сумму субсидии может рассчитывать семья из 4 человек, выбравшая местом приобретения жилья г. Н-ск Московской области?

- Социальная норма жилья на одного человека составляет 18 кв. метров. Значит, семья из 4 человек по социальным нормам может претендовать на квартиру площадью:

                                   18 кв. метров х 4 = 72 кв.м. (Н)

- Допустим, что средняя рыночная цена 1 кв. метра жилья в Московской области составляет 3.200 рублей.

Так как, средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья в данном субъекте РФ превышает предельный размер стоимости 2.800 рублей, то для расчета субсидии используется 2.800 рублей (С).

Таким образом, семья из 4-человек, решившая приобрести квартиру в г. Н-ске Московской области, может рассчитывать на субсидию в размере:

    

    P = H x C x 0,8 = 72 х 2 800 х 0,8 = 161 280 рублей.

Участники Программы могут реализовать свое право на  получение  безвозмездной   субсидии только один раз.

В случае, если предоставляемой субсидии недостаточно для приобретения жилья, участники Программы могут доплатить собственные средства или взять для этой цели кредит в одном из вышеназванных банков. Они также имеют право приобретать жилье без привлечения собственных или кредитных ресурсов. Допускается приобретение жилья, общая площадь которого больше или меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной для постановки на учет для улучшения жилищных условий, установленной по избранному месту жительства.

Право на получение и использование безвозмездной  субсидии  на   приобретение   жилья   подтверждается   государственным   жилищным   сертификатом  -  свидетельством  о  предоставлении   безвозмездной   субсидии на приобретение жилья.

Государственный жилищный  сертификат (ГЖС) -   именной  документ,   подтверждающий право гражданина - участника Программы на получение   безвозмездной субсидии,  которая может быть использована им только   на приобретение жилья.

ГЖС не является ценной бумагой.

Обязательными атрибутами оформленного ГЖС являются:

- Фамилия, имя и отчество его владельца;

-   Размер  субсидии;

- Наименование субъекта РФ, в котором владелец ГЖС намерен приобрести жилье.

В   случае,   если   получатель ГЖС по каким-либо   причинам не смог решить своей жилищной  проблемы  в  установленные   Программой  сроки,  он сохраняет право на улучшение  жилищных   условий   как   очередник   на   получение   государственного  или   муниципального жилья.

Получение ГЖС осуществляется  в   соответствии   с   очередностью,   определяемой соответствующим командиром совместно с жилищной комиссией в воинской части, на корабле, в военном учреждении после получения данных о количестве сертификатов, выделенных  данной части.

Государственный жилищный сертификат является именным и не подлежит передаче другому лицу.

При его утрате вопрос о замене решается заместителем Министра обороны РФ - Начальником строительства и расквартирования войск совместно с  Министерством финансов Российской Федерации на основании рапорта владельца сертификата, поданного им в порядке подчиненности.

 

 ​​​​​​​

 

2. Порядок получения сертификатов и приобретения  жилья    участниками Программы

 

Порядок реализации федеральной целевой программы в Вооруженных Силах РФ регламентируется приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г.  N 178.

Для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие подают в порядке подчиненности рапорт (приложение N1), а граждане - заявление (приложение N 2) командиру воинской части, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

Формирование очереди на получение сертификатов осуществляется в порядке, установленном в жилищном законодательстве РФ.

Контроль за обоснованностью включения военнослужащих (граждан) в списки получателей сертификатов, подготовленные жилищными комиссиями, а также соответствием указанных в списках сведений подлинным документам получателя сертификата, осуществляется квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) района  или отделами морской инженерной службы (ОМИС).

Оформление сертификатов производится  Главным управлением военного  бюджета и финансирования МО РФ на основании сводных списков, представленных видами Вооруженных Сил, военными округами, ВДВ, Главными и центральными управлениями Минобороны РФ.

Заполненные сертификаты рассылаются по КЭЧ районов (ОМИС), которые производят их выдачу участникам Программы.

При получении сертификатов в КЭЧ (ОМИС) участники Программы представляют:

военнослужащие:

- выписку из личного дела о составе семьи и продолжительности военной службы,

- справку о сдаче жилья по предыдущему месту военной службы;

- паспорта на взрослых членов семьи (на военнослужащих представляются справки      о  выписке с прежнего места жительства).

граждане:

- паспорта на взрослых членов семьи (на военнослужащих представляются справки о выписке с прежнего места жительства);

- выписку из домовой книги;

- копию финансового лицевого счета;

- справку о проверке жилищных условий;

- обязательство о сдаче занимаемой жилой площади.

Военнослужащие, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или проживающие в закрытых военных городках, предоставляют документы, указанные для военнослужащих и граждан (за исключением справки о сдаче жилья).

Получив государственный  жилищный сертификат,  участник Программы обязан зарегистрировать его в администрации субъекта РФ, избранного для приобретения жилья. После этого сертификат сдается его владельцем в один из участвующих в Программе банков (Сбербанк России, Инкомбанк или Промстройбанк). Банк открывает блокированный  целевой  счет на имя владельца сертификата и заключает с ним договор на открытие и обслуживание этого счета.

 В договоре оговариваются основные условия и порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата. Одновременно рассматриваются возможности предоставления банком долгосрочного ипотечного кредита на приобретение жилья, а также другие вопросы, связанные с выполнением сторонами других условий.

Один экземпляр договора вручается владельцу сертификата.

Средства с   блокированного   целевого   счета   могут    быть   использованы  только  на  оплату  приобретения жилья в безналичной   форме.

В течение    трех месяцев гражданин - участник Программы   занимается поиском жилья, которое он приобретет с помощью безвозмездной субсидии.  Ему   предоставлена свобода выбора варианта приобретения жилья,  то есть   он имеет право приобретать любое готовое жилье как  на  первичном,   так  и  на  вторичном рынке.

Выбрав вариант приобретения жилья, участник Программы   заключает с продавцом жилья договор купли-продажи.

Он должен быть зарегистрирован в органе, уполномоченном осуществлять на территории субъекта Российской Федерации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и представлен в банк.

Банк в течение 5 рабочих дней со дня представления владельцем сертификата договора купли-продажи жилья осуществляет проверку:

- соответствия оформленного договора купли-продажи жилья личности владельца сертификата;

- соответствия стоимости жилья по договору купли-продажи жилья размеру предоставленной владельцу сертификата субсидии, указанному в сертификате;

- зачисления собственных средств владельца сертификата (в случае превышения стоимости жилья по договору купли-продажи жилья над суммой, указанной в сертификате);

- правильности оформления договора купли-продажи жилья (наличие нотариально заверенных подписей, печатей, реквизитов договаривающихся сторон, отметки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Банк в течение одного рабочего дня после принятия зарегистрированного договора купли-продажи  жилья предъявляет в территориальный орган федерального казначейства копию этого договора и заявку на перечисление средств на блокированный целевой счет владельца сертификата с указанием необходимых банковских реквизитов.

Территориальный орган федерального казначейства по получении заявки от банка в течении 5 рабочих дней перечисляет банку средства на блокированные целевые счета владельцев сертификатов.

Банк в течение 4-х рабочих дней по получении средств от территориального органа федерального казначейства и при наличии поручения вкладчика  оплачивает приобретаемое по договору купли-продажи  жилье и пересылает органам исполнительной власти, выдавшим сертификат, его подлинник с отметкой об оплате жилья. Одновременно банк направляет территориальному органу федерального казначейства копию платежного поручения и выписку по блокированному  целевому счету с указанием даты проведения операции и суммы оплаты.

Перечисление средств продавцу жилья осуществляется  путем безналичных расчетов.

При этом участником Программы целесообразно давать поручение банку о перечислении средств со своего блокированного целевого счета  при наличии передаточного акта на получение жилья, зарегистрированного установленным порядком.

Сертификаты погашаются в Министерстве финансов РФ:

- в результате приобретения участником Программы жилья,

- либо по истечении 3-х месяцев, если в банк не представлен договор купли-продажи жилья.

В случае неиспользования сертификата в установленный срок при наличии открытого блокированного целевого счета банк закрывает указанный счет и пересылает сертификат в Министерство обороны РФ для последующего погашения.

Если при решении своей жилищной проблемы гражданин использовал   только  средства   выделенной   ему   безвозмездной   субсидии   и   собственные средства,  то он становится полноправным собственником   приобретаемого жилья.  Если же кроме этих средств банк предоставил   ему на недостающую сумму ипотечный кредит,  то приобретаемое жилье   используется в качестве обеспечения возврата кредита. До окончания   выплаты полученного кредита приобретенное жилье будет находиться в   собственности    участника  Программы,   одновременно   являясь предметом ипотеки по полученному кредиту.

Участникам Программы необходимо проявлять предельную внимательность и осторожность при совершении всех действий по приобретению жилья. При этом особое внимание необходимо уделить юридической состоятельности продавцов жилья.

На что необходимо обратить особое внимание?

- В первую очередь, на время регистрации риэлторской фирмы. Если она только зарегистрирована, то целесообразнее подыскать другого продавца жилья.

- Не стесняйтесь проверить соответствие указанных продавцом жилья данных реальным (адрес, номер лицензии, уставные документы, финансовый оборот за прошедший год, справки из налоговых органов об исполнении налогов; документы, подтверждающие права собственности на реализуемое жилье и др.). Все эти данные могут быть проверены в регистрационной палате. Желательно также лично убедиться в нахождении фирмы по указанному адресу.

- Следует быть особо внимательным в случае, если Вам предлагается квартира, в которой проживали одинокие люди. Такая жилплощадь должна проверяться через эксплуатационные органы и паспортные столы. В этом случае необходимо уточнить, где в настоящее время проживают жильцы данной квартиры.

- Осторожность надо проявить и в том случае, если квартиру Вам предлагают  опекуны или попечители. В данной ситуации все возникающие вопросы надо уточнить  в органах опеки и попечительства.

- Будьте внимательны, если Вам предлагаются квартиры, в которых были прописаны несовершеннолетние. В этом случае необходимо уточнить: выписаны ли дети вместе с родителями и имеют ли они по новому месту жилье, т.к. по Закону, если они не обеспечены жильем,  за ними сохраняется право на продаваемое жилье.

- Насторожитесь также в случае, когда Вам предлагают купить квартиру в рассрочку, а также если предлагаются юридически чистые квартиры,  без подтверждения места убытия хозяев и наличия у них по новому месту жилья.

 

Для практического решения возникающих проблем участник Программы может обратиться в рабочую группу Министерства обороны РФ (тел. (095) 293-87-33), а также к представителю Генерального управляющего программой, который расположен в региональном филиале  Военно-страховой компании (список филиалов ВСК прилагается).

Здесь военнослужащий сможет получить:  

- информацию об условиях и порядке реализации программы на территории субъекта РФ.

- практическую помощь в решении вопросов, связанных с   получением и оформлением жилой площади, а также страхованием рисков.

 

Более подробную информацию и юридическую консультацию по правовым вопросам реализации программы “Государственные жилищные сертификаты” можно будет получить на страницах общественного военно-правового журнала “Право в Вооруженных Силах”  номер 8, 1998 г.(подписной индекс по каталогу “Роспечать” - 72527).

 

​​​​​​​

Заключение

Первые практические шаги  по реализации Программы в Твери, Ульяновске, Иваново наглядно свидетельствуют о возросшем интересе и доверии к ней. Люди осознают, что в период существенного сокращения численности Вооруженных Сил,  получение жилья по государственному жилищному сертификату представляет  собой реальный шанс. Привлекает военнослужащих и то, что Программа дает им возможность самим выбрать вариант жилья, приобрести его в том регионе России, где они пожелают. При этом стать новоселом не в отдаленной перспективе, а в течение нескольких месяцев с момента получения сертификата.

Программа ГЖС - это реальный путь в кратчайшие сроки решить свою жилищную проблему.

 

Литература

 

1. Указ Президента РФ “О совершенствовании порядка обеспечения  жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан” (N 1062 от 30 сентября 1997 г.).

2. Указ Президента РФ “О президентской программе “Государственные жилищные сертификаты” (N 102 от 28 января 1998 г.).

3. Постановление Правительства РФ “О федеральной целевой программе “Государственные жилищные сертификаты” (N 71 от 20 января 1998 г.).

4. Постановление Правительства РФ “Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков” (N 320 от 21 марта 1998 г.).

5. Приказ Министра обороны РФ N 178 от 16 апреля 1998 г. “О мерах по обеспечению реализации президентской программы “Государственные жилищные сертификаты” в Министерстве обороны РФ”.

6. Инструкция “О порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны РФ” (к приказу МО РФ N 178 от 18 апреля 1998 г.).

Материал подготовлен ЦОПУ капитального строительства МО РФ,Военно-страховой компанией  и Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ.

 

 

Приложение № 1

 

Адреса центральных органов, осуществляющих реализацию Программы:

 

Управление по реализации Федеральной целевой программы
“Государственные жилищные сертификаты”

Адрес: 103301, г. Москва, улица Большая Лубянка, дом 11-А.

 

Приемная Генерального Управляющего программой:

119034, г. Москва, ул. Пречистенка, дом 5-А, тел. (095) 926-45-99

 

Приложение № 2

 

                      Филиалы Военно-страховой компании:  

 

Наименование филиалов

Почтовый адрес филиала,

контактный телефон

Фамилия ,

имя, отчество руководителя филиала

1

2

3

       Центральный район

Тверской филиал

170000, г. Тверь, ул. Вагжанова,
 д.
15, комн. 701, тел. 33-54-86

Морозкин

Юрий Сергеевич

Брянский филиал

241012, г. Брянск, ул. Фокина, д. 119
тел. 74-94-15

Сивенков

Виктор Владимирович

Владимирский филиал

600000, г. Владимир, ул. 3 Интернационала, д. 33/35, комн. 17, тел. 22-36-73

Дюжик

Сергей Иванович

Ярославский филиал

150040, г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 34, комн. 69, тел. 30-49-56

Анисимов

Виталий Иванович

Калужский филиал

248023, г. Калуга, ул. Ф. Энгельса, д. 25, комн. 27, тел. 57-35-35

Губин

Аркадий Андреевич

Рязанский филиал

390000, г. Рязань, Первомайский пр. 
д. 17, комн.
2, тел. 44-35-15

Чухлатый

Владимир Егорович

Смоленский филиал

214030, г. Смоленск, ул. Ленина, д. 16, комн. 30, тел. 3-11-37

Бубнов

Юрий Петрович

Орловский филиал

302028, г. Орел, пер. Почтовый, д. 14, тел. 47-45-31

Сорокин

Леонид Иванович

Тульский филиал

300000, г. Тула, пер. Волнянского, д. 3/11, тел. 33-12-54

Шатик

Владимир Васильевич

Ивановский филиал

153019, г. Иваново, пл. Революции, д. 2/1, кв. 321, тел. 30-81-98

Горченко

Владимир Михайлович

Костромской филиал

156013, г. Кострома, пр-т Мира, д. 55, комн. 106, тел. 51-41-66

Сотник

Александр Анатольевич

Поволжский район

Волгоградский филиал

400005, г. Волгоград, пр-т Ленина, д. 31, комн. 8, тел. 34-73-01

Кублашвили

Бадри Ноевич

Самарский филиал

443010, г. Самара, ул. Куйбышева, д.145, тел. 33-78-61

Забалуева

Татьяна Геннадьевна

Саратовский филиал

410005, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 320а, тел. 69-20-97

Зелепукин

Игорь Анатольевич

Казанский филиал

420080, г. Казань, пр-т Ямашева, д. 10, тел. 43-39-31

Ситдиков

Шамиль Абдуллович

Ульяновский филиал

432700, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 25, тел. 34-86-05

Хальяспылд

Антс Юлович

Пензенский филиал

440000, г. Пенза, ул. М. Горького, д. 38/45, комн. 45, тел. 52-19-75

Буланов

Владимир Павлович

Астраханский филиал

414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, д. 40/6, тел. 39-09-27

Липович

Леонид Лазаревич

Северо-Кавказский район

Краснодарский филиал

350015, г. Краснодар, ул. Хакурате, д. 12, тел. 60-40-04

Алейников

Владимир Анатольевич

Ростовский филиал

344008, г. Ростов-на-Дону, Буденовский пр-т, д. 3, тел. 62-56-28

Спесивцев

Алексей Иванович

Ставропольский филиал

355037, г. Ставрополь, ул. 8 марта, д. 104, тел. 24-33-00

Коняшова

Вера Ивановна

Северо-Осетинский филиал

362040, г. Владикавказ, ул. Димитрова, д. 2, тел. 53-63-41

Баев

Валерий Викторович

Центрально-Черноземный район

Воронежский филиал

394000, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 9, тел. 72-01-06

Свиридов

Иван Иванович

Белгородский филиал

308600, г. Белгород, ул. Попова, д. 20, комн. 28, тел. 32-95-59

Бондаренко

Андрей Александрович

Тамбовский филиал

392000 г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 86а, тел. 22-90-20

Кириллов

Владимир Николаевич

Липецкий филиал

398001, г. Липецк, ул. Горького, д. 10

 тел. 74-06-96

Власов

Владимир Иванович

Курский филиал

305000, г. Курск, ул. Сонина, д. 4, 
тел. 2-01-75

Жданов

Вячеслав Александрович

Уральский район

Пермский филиал

614000, г. Пермь, ул. Ленина, д. 58, комн. 820, тел. 90-68-20

Звонарев

Эдуард Анатольевич

Уфимский филиал

450000, г. Уфа-центр, ул. Кирова, д. 1, комн. 242, тел. 23-15-00

Гизатуллин

Ильдус Габдуллович

Челябинский филиал

454080, г. Челябинск, ул. Энтузиастов, д. 2, комн. 415, тел. 33-49-01

Дубровский

Владимир Федорович

Оренбургский филиал

460051, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, 
д. 11 а, комн. 20, тел. 33-01-84, 33-14-97

Зуев

Николай Иванович

Екатеринбургский  филиал

620151, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 35, комн. 331, тел. 51-14-55

Несин

Александр Леонидович

Курганский филиал

640000, г. Курган, ул. Куйбышева, д. 12, комн. 406, тел. 9-09-33

Широков

Александр Юрьевич

Ижевский филиал

426057, г. Ижевск, ул. Бородина,
д. 21, комн. 328, тел. 75-11-39

Ворончихина

Татьяна Викторовна

Западно-Сибирский район

Омский филиал

644046, г. Омск-46, ул. Учебная, д. 199б, комн. 501, тел. 30-25-45

Жидков

Александр Васильевич

Барнаульский филиал

656019, г. Барнаул, ул. Юрина, д. 204г, тел. 51-09-24

Грибков

Владимир Федорович

Новосибирский филиал

630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 63, комн. 7, тел. 21-34-58

Игнатов

Виктор Николаевич

Кемеровский филиал

650099, г. Кемерово, ул. Д. Бедного, д. 6, комн. 57, тел. 23-08-50

Симаков

Борис Иванович

Тюменский филиал

625001, г. Тюмень, ул. Ямская, д. 71а, кв. 66, тел. 23-01-47

Дадонов

Николай Петрович

Томский филиал

634034, г. Томск, пр-т Ленина, д. 41, тел. 41-52-91

Кутузов

Геннадий Евгеньевич

Волго-Вятский район

Нижегородский филиал

603000, г. Н. Новгород, ул. М. Горького, д. 115, комн. 701, тел. 37-72-54

Воробьева

Людмила Ильинична

Кировский филиал

610000, г. Киров, ул. Ф. Энгельса, д. 7, комн. 12, тел. 62-95-10

Холманских

Сергей Иванович

Чувашский филиал

428024, г. Чебоксары, Эгерский б-р, д. 6, тел. 56-94-04

Шульга

Виктор Мусиевич

Марийский филиал

424030, Р. Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 35, комн. 42, тел. 54-44-97

Мешина

Татьяна Анатольевна

Мордовский филиал

430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 50, тел. 17-36-85

Гурьянов

Владимир Федорович

Северо-Западный район

Псковский филиал

180000, г. Псков, ул. Советская, дом 49, тел. 46-92-80

Владимиров

Игорь Анатольевич

Новгородский филиал

173019, г. Новгород, ул. Великая, дом 10, комн. 10, тел. 7-60-33

Честнов

Сергей Николаевич

Санкт-Петербургский
филиал

197198, г. С.-Петербург, Петроградская сторона, Малый пр-т, д. 3/5, 
тел., 237-00-02

Токарев

Геннадий Васильевич

Дальневосточный район

Дальневосточный филиал

690007, г. Владивосток, ул. Верхне-Портовая, дом 6, тел. 41-16-22

Захаров

Николай Викторович

Хабаровский филиал

680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 43, комн. 606, тел. 38-80-95

Уфимцев

Евгений Владимирович

Благовещенский филиал

675000, Амурская обл. г. Благовещенск, пер. Релочный, д. 3, комн. 6, тел. 42-02-03

Дробжев

Геннадий Григорьевич

Сахалинский филиал

693000, г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, д. 32, комн. 19, тел. 3-43-64

Либеров

Николай Иосифович

Петропавловск-Камчатский филиал

683049, П. Камчатский, пр-т К. Маркса, д. 37, комн. 302, тел. 5-32-78

Карелин

Владимир Петрович

Якутский филиал

677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 17, комн. 103, тел. 24-40-77

Уфимцев

Сергей Валерьевич

Северный район

Вологодский филиал

160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 9, комн. 334, тел. 25-24-53

Рубков

Юрий Евгеньевич

Петрозаводский филиал

185035, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 10а, тел. 7-39-50

Карванен

Александр Степанович

Мурманский филиал

183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 35, тел. 47-26-41

Багрий

Евгений Семенович

Архангельский филиал

163002, г. Архангельск, пр-т Ломоносова, д. 32, комн. 45, тел. 44-33-49

Ковтун

Сергей Леонидович

Сыктывкарский филиал

167610, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 50, комн. 24, тел. 42-00-02

Бурка

Любовь Васильевна

Восточно-Сибирский район

Красноярский филиал

660000, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 46, тел. 62-89-47

Ревин

Павел Васильевич

Иркутский филиал

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д. 47, комн. 10, тел. 34-17-34

Миненок

Сергей Григорьевич

Читинский филиал

672027, г.Чита-27, ул. Чайковского, д. 30, тел. 6-13-83

Гладкова

Ирина Викторовна

Калининградский 
филиал

236000, г. Калининград, ул. Кирова, д. 24, тел. 55-33-16

Ильев

Владислав Петрович

 ​​​​​​​

comments powered by HyperComments