ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

 Термин «профилактика» встречается во многих научных дисциплинах: ме­дицине, социологии, педагогике, юриспруденции и т. д. Так, в «Советском эн­циклопедическом словаре» «профилактика» трактуется как «совокупность ме­роприятий по предупреждению заболеваний» (47, С. 156).В социологии «профилактика» понимается как система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болез­ней, направленных на улучшение физического развития населения, сохранениятрудоспособности и обеспечения долголетия и как «совокупность мер по пре­дупреждению чего-либо». (48, С. 364).

      Психологи рассматривают понятие «профилактика» в «узком» и «широ­ком» значении:в «узком» - как совокупность психологических способов и приемов фор­мирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам;в «широком» - методы формирования такого образа жизни и направлен­ности личности, при котором сводится к минимуму возможность возникнове­ния тяги к алкоголю и наркотикам (49, С. 19-20).Е.Н. Рогов дает более обобщенное определение понятия «профилактика» — совокупность государственных, социомедицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение социальных отношений в поведении подростков (43).Анализ термина «профилактика» из разных источников позволяет нам сде­лать вывод, что профилактику следует понимать как совокупность мероприя­тий, направленных на предупреждение возникновения и распространения от­рицательных и личностных явлений.

        Для нашего пособия наиболее актуально определение профилактики нар­комании, под которой понимают систему работы по недопущению алкоголиз­ма, приема психически активных веществ (ПАВ).

     Нам представляются наиболее оптимальными следующие определения:«профилактика наркомании» - это система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркоти­ческих средств гражданами; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические, психотропные средства, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной по­мощи; осуществление государственного контроля за изготовлением, хране­нием, транспортировкой и реализацией наркотических и психотропных средств, пресечение их незаконного оборота (И.Г. Ураков).

    - «индивидуальная профилактика наркомании» - это осуществляемый во взаимодействии с представителями заинтересованных министерств, ведомств и общественных формирований комплекс мероприятий по выяв­лению лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами или допус­кающих их немедицинское потребление, совершающих правонарушения, связанные с наркотиками, направленный на профилактическое воздействие в отношении данных категорий лиц, целью которого является применение  ним конкретных мер воспитательного, медицинского и правового воздей­ствия с последующим устранением обстоятельств, которые привели к приему наркотиков или совершению наркопреступлений. (Методические рекомендации по реализации социализации социальных профилактических и реа­билитационных программ. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - 12 с).

      Педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовос­питания - осознанной и самостоятельной деятельностью подростка по совершенствованию своей личности. Педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов - социализации, само­воспитания и специально организованного педагогического влияния на лич­ность подростка-антинаркотическое воспитание.

     Под антинаркотическим воспитанием подразумевается процесс формирова­ния у подростков особой личностной структуры - антинаркотической направ­ленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу дости­жения субъективного положительного внутреннего состояния и обеспечиваю­щего индивиду возможность реализовать собственную потребность в получе­нии удовольствия за счет социально ценных источников (10).Педагогическая профилактика рассматривается как особый способ органи­зации среды подростка, препятствующей наркотическому заражению. Педаго­гическая профилактика включает в себя три основных структурных блока:

Первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию.Вторичная профилактика,   предотвращающая развитие   наркотического заражения у детей и подростков, имеющих опыт использования наркотических веществ.

3.    Третичная профилактика -педагогическая реабилитация подростков со
сформированной зависимостью (32).

      Каждый из блоков имеет основные направления реализации:

 - общая воспитательная работа с подростками;

- работа с подростками «группы риска»;

- работа с родителями.В детализированном виде объектами первичной профилактики наркозави­симости подростков являются:антиобщественное поведение и образ жизни лица, потребление наркоти­ков которым достаточно вероятно;криминологически значимые личностные характеристики молодого чело­века, определяющие деформацию его поведения;криминологически значимые психофизиологические особенности подро­стка (его подверженность психолого-педагогическим мерам реабилитации, нар­котическому лечению);непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), в ином бытовом окружение: в сфере
труда, учебы, досуга, в иных социальных микросредах, в первую очередь анти­общественной направленности, а также неблагополучные условия индивиду­ального бытия;
- элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно втягивают в наркотизацию и существуют достаточно продолжительное время. Работники образовательных учреждений и родители должны быть инфор­мированы о методах индивидуального административного воздействия в целях  профилактики и преодоления наркозависимости подростков:
принуждение, психиатрическое или наркологическое лечение, которое наряду с медицинскими мерами преследует цель уберечь подростка от даль­нейшей деградации; от совершения преступления на почве наркотизации;административный   надзор за подростками, состоящими на учете в под­ разделениях по делам несовершеннолетних;административные аресты, административное задержание лица для предотвращения антиобщественного поведения и защиты иных лиц от противо­правных посягательств.

     Однако в условиях образовательного учреждения  работа с детьми должна вестись на гуманистической основе, с использованием методов убеждения, ока­занием конкретной помощи. 

      Как помочь подростку самостоятельно защититься от наркозависи­мости?В настоящее время в стране идет перераспределение между спросом на ал­коголь, табак и наркотики «в пользу» последних. Поскольку при употреблении наркотиков деградация личности и «физическая инвалидность» человека про­исходит гораздо быстрее, чем от других токсических веществ, то трагические последствия наркотизации ужасны.У любого человека с нормальным рассудком не может не сформироваться негативное отношение к наркотикам. Необходима грамотная просветительская работа, формирование крайне отрицательного отношения к наркотикам, психо­тропным и психостимулирующим препаратам.Самый надежный способ противостоять наркотизации - это осмысленный отказ каждого человека от наркотиков. Никогда не пробовать, не нюхать, даже один раз! Так как наркотическая зависимость довольно часто возникает от пер­вой пробы.Азбучная истина, что здоровье и счастье каждого - в его собственных ру­ках. Каждый может быть хозяином свой судьбы, но не каждый им становится. И это не только из-за недостатков силы воли, но и в результате незнания, как поступить в сложной ситуации, не имея навыков самозащиты.- Каждый должен уметь твердо сказать нет предложению наркотика или
токсиканта, будь это алкоголь, табак.
Неприятие наркотика должно исходить из нежелания рисковать своим соб­ственным здоровьем, счастьем, будущим. Надо знать, что твердое «нет» гово­рит о взрослости, самостоятельности и силе характера. Ребенок должен знать, что твердое «НЕТ» значительно повышает авторитет, а колебание с последую­щим согласием употребить наркотик разрушает авторитет и при этом создается новый - криминальный авторитет.-Ребенок, подросток должен критично относиться к кругу своих знакомых, друзей - без сожаления разрывать дружбу с наркоманом, и если в его силах -принять меры по спасению его от наркобеды.
Подросткам необходимо знать, кто им может помочь, защитить. Это кро­ме родителей обязаны делать педагоги, участковые милиционеры, медицинские
работники.
Необходимо знать хотя бы некоторые контрприемы при предложении
наркотика: «У меня аллергия, мне врачи запрещают любые лекарства и химию». «А-а, эту чепуху я уже пробовал, кроме головной боли, тошноты и рвоты
у меня  ничего не было». «Спасибо, нет,  я занимаюсь спортом,  я занят, я спешу по делам, на свидание, меня ждут» и т.д.
В школах крайне желательно проведение тренировочных занятий по преду­преждению предложения приема наркотика, разыгрывание в классе ситуаций предложения наркотика ученику вплоть до шантажа. При этом учащийся дол­жен самостоятельно, верно, аргументировано и сохраняя при этом достоинство и не вызывая раздражительности у наркодиллера отказать. Как говорят: «Пре­дупрежден - значит вооружен».Тот кто не курит никогда не попадет «на удочку дельцу с марихуаной».
Надо уметь корригировать свое плохое настроение (ведь именно в таких
ситуациях подросток наиболее раним и легче всего соглашается попробовать
тот или иной наркотик, чтобы стало лучше, ведь наркодиллеры в своем боль­шинстве - тонкие психологи). Можно и нужно заняться любимым делом, пора­ботать, принять душ, ванну, массаж, аутотренинг, поговорить или сходить в
гости к человеку, к которому ты испытываешь доверие или влюбленность, по­говорить с родителями, и т. д. Нельзя впадать в уныние.
Надо уметь бороться с ленью, ведь лень — «мать всех пороков». Крайне не­обходимо приучать ребенка к труду, через него (труд) происходит самоутвер­ждение, тренируется и вырабатывается характер, решается проблема свободно­го времени, подростки «не болтаются и не сбиваются в группы и стаи во дворах и подъездах».
- Одним из основных эффективных средств защиты от наркомании является
организация жизни подростка: туризм, оздоровительные лагеря, походы, путешествия, спорт, игры, концерты, кружки творчества и т.д. Категорично должен
исключен  быть формализм,  «проведение  мероприятий ради  мероприятий»,
лживость и наушничество - как разлагающие факторы личности подростка.
Подросток как никто другой тонко чувствует искренность и лживость отноше­ний, он может весьма тонко подыграть с целью извлечения своей не всегда достойной выгоды, нельзя заигрывать с подростком, быть «хорошеньким дядень­кой, мамочкой, а все остальные не очень». С подростками необходимо   рабо­тать и воспитывать по хорошему доброму принципу: «Делай как я, делай луч­ше, чем я!»
Надо всегда помнить — дети очень имитативны, весьма точно повторяют наше поведение, отношения и в большинстве случаев строят по виденным и усвоенным принципам свои будущие отношения, семьи, собственное будущее.Начинать надо с создания школ, свободных от психоактивных веществ, (из­менять школьную политику по отношению к алкоголю, наркотикам, табачным изделиям, включить в школьное расписание уроки профилактики наркомании, соз­давать и осуществлять программы для подготовки школьных лидеров по преду­преждению распространения токсикомании, создавать и поощрять группы взаи­мопомощи учащихся, и в первую очередь тех, кто бросил курить, и пусть это бу­дет моральное и по возможности материальное поощрение. Категорически следу­ет запретить курение в стенах школы и на прилегающей территории.Необходимо готовить специалистов-педагогов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в классах и выявлению учащихся группы риска, осуществлять раннее выявление начавших потреблять интоксиканты (алкоголь, никотин, наркотики) и помощь им во избежание у них возникновения психиче­ской и физической зависимости. Требуется целенаправленная, совместная работа квалифицированных врачей-специалистов, психологов, педагогов, администра­ции образовательного учреждения с целью активизации волевых задатков у всех учащихся, особенно подростков, злоупотребляющих интоксикантами.Основное - не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупре­дить формирование устойчивой зависимости к принимаемому интоксиканту, своевременное оказание помощи подросткам, страдающим алкоголизмом, нар­команией (диагностика, лечение, реабилитация, предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности ее).Учащиеся должны знать законы об ответственности за производство, хра­нение и потребление наркотиков (см. Приложение 1).Преподаватель любой учебной дисциплины может и должен обращать вни­мание своих учеников на печальные последствия алкогольно-наркотического пристрастия и тем более не должен быть сам замечен в этом учащимися.На уроках химии, биологии, анатомии можно не только рассказать, но и де­монстрировать губительное влияние алкоголя, никотина на живые клетки (пе­дагог должен быть грамотным в этих вопросах).На географии можно привести такой пример: конец 20-го века, население планеты 6 млрд. человек, из которых 1 млрд. страдают от недостатка продуктов питания, голода. Для производства спирта было израсходовано пшеницы, яч­меня, плодов и овощей столько, что можно было избавить от голодания этот миллиард людей.Учителя математики могут дать каждому учащемуся задание из области се­мейной экономики: определить в процентах расход семейного бюджета на при­обретение алкоголя и табака в течение месяца, года и дать им самим оценить степень целесообразности таких затрат. Замечено, что к подобным заданиям школьники относятся с интересом, а самостоятельно сделанные ими выводы откладываются в памяти, так как касаются уже конкретно их, а не чего-то эфе­мерного, общего.Одним из основных методов работы является психотерапевтический - ин­дивидуальная рациональная, т.е. доказывающая и аргументирующая психотера­пия, цель которой - оказание помощи подростку и родителю. На первоначаль­ном этапе должны быть изучены личные дела учащихся, проведены беседы с родителями, и затем уже «прицельно» проводятся встречи и беседы с учащимися и родителями, чьи дети являются потребителями табака, алкоголя, гашиша.Важно достичь у подростка осознания своей проблемы и желание помочь принять помощь и следовать назначениям врача. Это особенно важно для уч­реждений образования. Задача педагога, психолога, врача психиатра-нарколога, психотерапевта заключается в том, чтобы создать, смоделировать ситуацию «принятия, желания помощи».Проводится активная санитарно-просветительская работа по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя, наркотиков на детский организм в образно-наглядной форме, приводятся в деликатной форме примеры действия интоксиканта на учащихся учебного заведения. Работа с семьей по профилактике наркозависимости детей.К сожалению, родители, имеющие возможность ежедневно наблюдать за своим ребенком, обнаруживают беду поздно, когда можно было определить ее еще в самом «зародыше».Каждый, кто хоть раз видел погибающего наркомана, не забудет это нико­гда. Многие уже умерли, будут гибнуть и другие. Где гарантия, что это не слу­чится с вашим ребенком. Родители часто заблуждаются, думая, что в их семье все в порядке. Что творится в школе, лучше всего знают дети. Нередко правда о детях открывается родителям поздно, когда сын или дочь попадают в больницу.То, что касается юных, касается всех. Недаром возникли афоризмы: «В 13 лет - ломка» в 30 лет - «смерть», «Где таблетки, там и героин» и др.Наркомания - это страшно. Тем более страшно, если эта беда пришла в ваш дом. К сожалению, никто не застрахован от этого. Наркомания - болезнь осо­бая, болезнь характера. Ее лечение протекает с перевоспитанием личности.Далеко не секрет, что наркоманами часто становятся подростки с выдаю­щимися способностями, лидеры от рождения, пользующиеся непререкаемым авторитетом среди сверстников.Появление в семье наркозависимого является довольно сильным источни­ком отрицательных эмоций для остальных членов семьи. Перед семьей возни­кает нелегкая задача найти в себе силы, которые могли бы противостоять этим отрицательным эмоциям. Если ничего не менять в семейных отношениях, то семья начнет разрушаться изнутри. И тогда будут нарастать антипатия к ребен­ку, обида на него, возникнет подсознательное желание «отделаться» оt него. Как нужно жить и что нужно делать, когда вы поняли, что ребенок употребля­ет наркотики?В начале необходимо попробовать разобраться в себе и в сложившейся си­туации. Обычно, родитель испытывает при этом множество эмоций, преимуще­ственно отрицательных.

       Это и чувство вины, и злость на ребенка, отчаяние, бессилие и растерянность и др. Все это изматывает его, ослабляет стремление что-то изменить, он начинает действовать противоречиво: то готов прямо сей­час вытащить ребенка из беды любой ценой, то вдруг решает на все махнутьрукой, т.к. все усилия были напрасны. Но как бы ни было, надо действовать конкретно и последовательно, сохраняя твердость и спокойствие. Прежде чем что-либо предпринять, необходимо серьезно подумать.Уверены ли Вы, что имеющиеся факты правдивы?Что Вы как родитель можете сделать, чтобы максимально помочь ребенку? Является ли употребление наркотиков единичным, случайным эпизодом или же имеет место систематическое потребление? Сможете ли Вы сохранять и глав­ное поддерживать доверительный контакт с попавшим в беду ребенком?Снимите жесткую гиперопеку над его временем, поступками, расходами -он должен это сделать сам. Ваш ребенок должен понять, побуждения его дейст­вий исходят от него и если он что-то делает, значит, он этого хочет. В силах ро­дителей сменить пассивную позицию на активную, т.е.: «я хочу и могу все это изменить». Надо помнить, что Ваш ребенок сам может принимать правильные решения во всех случаях.Ребенок должен чувствовать, что ему доверяют. Сохраняйте положитель­ное представление о своем ребенке. Приобщите к труду, «хобби», которым бы ребенок искренне увлекся. Ваш дом не должен быть полем битвы, куда никому не хочется возвращаться, а местом, где понимают и поддерживают, придают сил и уверенности. Учитесь предвидеть последствия своих действий. Плани­руйте постепенные изменения в своей жизни и жизни ребенка.Во внешнем поведении подростка проявляется то многое, что у него проис­ходит и есть внутри, только эти проявления нужно уметь распознать. Социаль­ная значимость черт подростка подразумевает практически постоянное вклю­чение его в некие сообщества. Ему подобные, где ни сам он, ни другие из его окружения не являются абсолютно свободными друг от друга. Желая этого или не желая, но подросток влияет самим собой на других сверстников, а они, в свою очередь, оказывают влияние на него. Это влияние может быть прямым, например, в общении, где личности, взаимодействуя между собой посредством слов, жестов, мимики, выражают определенные идеи, мысли, указания, прось­бы, предложения и т.д., а также их некое эмоциональное состояние. Влияние на подростка может быть опосредованным, например, через общих знакомых, об­щее увлечение, распоряжение, предписываемые правила, в конце концов, про­сто посредством учебных рассказов людей о каких-то поступках или действиях незнакомого ему человека.Вместе с тем определение «социально значимые черты подростка» надо по­нимать еще и как определенную зависимость личности от общества в целом, иными словами, любой подросток есть продукт своего общества, и в нем в той или иной мере отражаются принципиально основные качества и свойства дан­ного общества. (34, С. 49).Необходимы постоянная работа с родителями, предоставление родителям полной, необходимой и правдивой информации по данной проблеме, формиро­вание группы лидеров-родителей по преодолению наркозависимости среди детей и родителей, в семьях; помощь в разрешении внутрисемейных проблем: со­циальной дезадаптации, алкоголизации и никотинизации родителей. Действия педагога при выявлении детей и подростков, употребляющих наркотики:Помочь ребенку проявить искренность по отношению к себе, понять па­губность привыкания к интоксиканту и зависимости о него.Помощь начинающим потребителям наркотиков должна быть предложена, но не форсирована, во избежание отказа от нее. Помощь принимается под­
ростком лишь при условии полного доверия к врачу, педагогу.
Не следует рассказывать другим людям о приобщении подростка к по­треблению наркотика, так как данная информация может быть использована
против подростка, а это разрушит доверительный контакт.
Прежде чем предлагать помощь, педагоги должны знать и иметь ясное
представление о собственных возможностях ее оказания, об учреждениях, ока­зывающих лечебно-реабилитационную помощь.
Необходимо иметь полное и достоверное представление о ситуации в семье подростка, знать, каково окружение его по месту жительства.Если возникли подозрения, что подросток употребляет  наркотики, то наи­более оправданны следующие действия:предельно тактично сообщить об этом родителям или опекунам подростка;
при подозрении в групповом употреблении наркотиков необходимо про­
вести работу с родителями всех членов «наркоманической» группы. Можно это
сделать в виде собрания с приглашением врача-нарколога, работника правоох­ранительных органов, психолога;
организовать индивидуальные встречи подростков   или их родителей со
специалистом-наркологом, сотрудником правоохранительных органов;
дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного
лечения и обследования, указать адреса и телефоны где может быть оказана
помощь, телефон «доверия».
Если возникло подозрение, что ребенок или подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, необходимо сделать следующее:Вывести учащегося из класса, изолировать его от других учащихся.Поставить в известность руководителя образовательного учреждения.Пригласить медицинского работника учреждения.
В случае, когда состояние ребенка или подростка расценено как   алко­гольное или наркотическое   опьянение, необходимо немедленно поставить в
известность о случившемся родителей или опекунов учащегося (в случаях тяжелых степеней опьянения оказывается неотложная медицинская помощь с вы­зовом бригады скорой медицинской помощи).
5.            Возбраняется проведение немедленного разбирательства причин и об­стоятельств употребления подростком алкоголя или наркотиков.
При совершении подростком хулиганских действий необходимо обра­титься в отделение милиции с вызовом наряда милиции.

    При этом необходимо добиться составления соответствующего протокола.Состояние наркотического или алкогольного опьянения устанавливается только специальной наркологической экспертизой, на которую подросток мо­жет быть направлен сотрудниками милиции. Первая помощь при передозировке интоксикантом.Самой грозной опасностью при употреблении алкоголя, наркотиков, токси­ческих веществ является их передозировка. Смерть может наступить от оста­новки дыхания или удушья рвотными массами.Признаки передозировки: потеря сознания, резкая бледность, поверхност­ное редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота, неоднократная рвота.Необходимо:повернуть ребенка на бок;очистить дыхательные пути от рвотных и слизистых масс;
вызвать «скорую помощь»;
следить за характером дыхания до прибытия врачей, при частоте дыхания
менее 8-10 раз в минуту сделать искусственное дыхание «изо рта в рот».
Смертность   от   передозировки   наркотических   средств,   токсикоманических
средств, алкоголя - наиболее распространенная причина ухода из жизни юных
наркоманов.
Организация помощи наркозависимым детям и подросткам в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска.Отличительной особенностью Центра психолого-педагогической реабили­тации и коррекции г. Хабаровска является комплексная реабилитация на гума­нистической основе несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведе­нием, употребляющих психоактивные вещества. Это стало возможным за счет осуществления междисциплинарного индивидуального подхода к восстановле­нию здоровья, структуры личности и социального статуса подростков. Одной из основных задач Центра является раннее выявление детей с наркозависимо­стью, имеющих устойчивое противоправное поведение, трудности в социаль­ной и школьной адаптации и оказание им своевременной помощи (педагогиче­ской, психологической, медицинской, социальной, правовой). (37).Для оказания своевременной помощи наркозависимым детям и подросткам в Центре развернута деятельность психолого-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии, в которых работают педагоги-психологи, социальные педагоги, юрист, врачи: психиатр, нарколог, психотера­певт, педиатр, а также привлекаются врачи других специализаций. Содержание работы консилиума и комиссии включает углубленную диагностику отклоне­ний в состоянии физического и психического здоровья детей,  психолого-педагогическую диагностику, выявление индивидуальных особенностей деза­даптированных детей с девиантно-криминальным поведением и наркозависимостью, анализ конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде; вы­работку рекомендаций для осуществления лечебно-оздоровительных меро­приятий в процессе обучения и воспитания; оказание консультативной помощи родителям, воспитанникам и педагогам.Специалистами Центра разработаны отличительные новые психолого-медико-педагогические технологии, включающие комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий на основе следующих принципов:- комплексная реабилитация с учетом индивидуальных особенностей под­ростка;лечение ребенка в привычной для него обстановке без социальной депривации, в условиях постоянного психолого-педагогического сопровождения;
обеспечение последовательности динамического наблюдения в процессе
реабилитации;
использование только тех средств и методов, которые не оказывают до­полнительного психотравмирующего действия;
повышение резервов здоровья через систему физического и трудового
воспитания, организацию питания и летнего отдыха;
использование всех видов взаимодействия с детьми (контакты  духовные,
эмоциональные, невербальные, телесно-опосредованные). (39, С. 21)
Специалисты Центра в своей работе используют различные виды реабили­тации: медикаментозная терапия; психотерапевтические методы (групповая и индивидуальная психотерапия); натуропатические методы (акватерапия, ту­ризм, выезды к морю, оздоровление в летнем лагере).Формирование рефлексивных навыков, адекватность самооценки и наце­ленности на достижение успеха является основой для воспитания человека, умеющего ставить реальные цели и достигать их, анализировать свои ошибки, учиться на них, верить в свои силы и с уважением относиться к окружающим. Потому значительное внимание в структуре и содержании деятельности Центра уделяется созданию педагогических условий для обеспечения названных фак­торов, условий для присвоения несовершеннолетними новых нравственных ценностей.

      Порядок содержания детей и подростков в Центре обеспечивает условия для педагогической коррекции, включает в себя в систему оздоровительных, воспитательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью, безопасные условия проживания, социально-правовую помощь. С целью оказа­ния реальной помощи и поддержки детям в Центре проводится их психологи­ческое обследование. По результатам обследования определяется комплекс психолого-педагогических мер, которые помогают решить личные проблемы воспитанников, восстановить обучаемость, положительную учебную мотива­цию, эмоциональную устойчивость.Успех в реализации поставленных перед сотрудниками Центра целей и за­дач во многом зависит от действующей системы функциональных подразделе­ний. Основными среди них являются:сектор психолого-медико-педагогической помощи, в котором проводят
углубленную диагностику отклонений в состоянии физического и психического
здоровья, выявление индивидуальных особенностей дезадаптации детей, оказа­ние им медицинской, психолого-педагогической помощи и социальной под­держки;
общеобразовательная школа с индивидуальным обучением, где ребенок
получает общеобразовательную подготовку в соответствии с госстандартом;
учебно-производственный сектор, который обеспечивает получение про­фессиональной подготовки, развитие умений технического творчества;
сектор внеклассной воспитательной работы, который создается с целью
оказания диагностической    и педагогической помощи несовершеннолетним,
имеющим отклонения в физическом, интеллектуальном нравственном разви­тии; основой деятельности комплекса является включение детей в синтетиче­скую художественную деятельность, обладающую значительными компенса­торными и адаптационными возможностями;
Детский Приют, представляющий комплекс подразделений кратковре­менного (до 10 суток) и долговременного (до 3-х лет) пребывания несовершен­нолетних. Приют создается с целью создания условий для нормальной жизне­деятельности детям и подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуа­циях;
научно-методический отдел, организующий разработку инновационных
программ психолого-медико-педагогической реабилитации несовершеннолет­них с девиантно-криминальным поведением, инновационные программы по­вышения квалификации работников образования и учебно-методические ком­плексы к ним.
Школа как структурный элемент Центра активно работает на решение зада­чи восстановления обучаемости детей, формирование положительной мотива­ции к обучению. В своей деятельности учителя используют личностно ориен­тированный подход. Деятельность, приносящая успех и удовлетворение подро­стку, становится фактором развития. Школьная система создает условия для получения основного общего образования через многообразие учебных планов и форм обучения учащихся.Создание в школе соответствующего микроклимата между учащимися и учителями, подбор дифференцированных учебных планов для каждого учаще­гося согласно его развитию, объему знаний и возрасту, способствует сохране­нию контингента учащихся.Неоценимую роль в социально-педагогической реабилитации учащихся с девиантным поведением играет профессионально-трудовое обучение, решаю­щее следующие задачи: трудовая адаптация, развитие первичных трудовых на­выков, развитие склонностей и интересов ребенка.Немаловажную роль в педагогической реабилитации детей с девиантным поведением играет сложная система воспитательной работы, которая реализу­ется через:воспитательную работу в классе, группе;отдельные коллективные творческие дела Центра (см. Приложение 3);ключевые дела (в контексте методики коллективного творческого воспи­тания);- организацию летнего отдыха воспитанников;-деятельность внеклассных объединений и др.В Центре продуктивно реализуется идея интеграции базового и дополни­тельного образования, создается инфраструктура дополнительного образова­ния, обеспечивающая удовлетворение личностных потребностей подростков с наркозависимостью. Это тем более важно, что не все воспитанники обладают способностями к базовому обучению, и выход в другие области деятельности, их успех в них в конечном итоге положительно сказывается и на результатах общего образования. Такая система в условиях Центра имеет неограниченные возможности индивидуального развития. Здесь в едином образовательном про­странстве и социокультурной среде взаимодействуют с воспитанниками учите­ля, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, социальные педагоги и другие специалисты.Совместная творческая коллективная деятельность взрослых и детей фор­мирует у ребят положительную учебную мотивацию, развивает коммуникатив­ные качества личности, создает условия для присвоения новых ценностей, при­ращения нравственных качеств личности, изменения ценностных ориентации на позитивные, формирования адекватной самооценки, обеспечения социально-психологической адаптации.В связи с тем, что детям с девиантным поведением присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к внеурочной деятельности, им предлагается вы­бор нескольких кружков, которые представлены 15 наименованиями.В профилактике дезадаптации подростков, обучающихся в Центре, боль­шая роль отводится социальной службе, обеспечивающей социально-психологическую поддержку между детьми и семьей, школой, уличной средой, учреждениями социальной защиты и правоохранительными органами и други­ми службами. Особое внимание уделяет эта служба работе с семьей по восста­новлению утраченных связей между детьми и родителями, близкими родст­венниками, разрешению конфликтных ситуаций. За каждым социальным педа­гогом закреплены группы воспитанников, с которыми они постоянно работают: посещают на дому, проводят личные беседы, при необходимости принимают участие в заседаниях судов. При Центре функционирует приют на 32 спальных места. Причины проживания детей в приюте:в ожидании суда;изоляция от асоциальной среды на микрорайоне;конфликты в семье, пьющие родители;- психологическая дезадаптация детей в учреждении общественного воспи­тания.Значительная роль в охране прав несовершеннолетних отводится юристу Центра.

     С целью оказания реальной помощи и поддержки детям в Центре проводит­ся их психологическое обследование. По результатам обследования проводится комплекс психолого-педагогических мер, который помогает решить личные проблемы воспитанников, восстановить обучаемость, положительную учебную мотивацию, эмоциональную устойчивость. На каждого воспитанника Центра заполняется индивидуальная психолого-педагогическая карта, в которой отра­жаются основные характеристики личности при приеме в Центр (первичный уровень), после проведения с ним определенной коррекционной работы (про­межуточный уровень), а также к моменту выпуска ученика из Центра (уровень на выходе).Большую работу психологи проводят по психологическому просвещению родителей, сотрудников Центра. Ими разработаны темы для педагогов, родите­лей, медицинских работников с учетом особенностей детей.Психологи, социальные работники Центра постоянно поддерживают связь со своими воспитанниками — «выпускниками», следят за их адаптацией в обще­стве, помогают в приобретении профессии, оказывают психологическую под­держку.Значительное внимание уделяется социальной реабилитации семьи, как ус­ловию преодоления безнадзорности и девиантного поведения несовершенно­летних. Педагоги, психологи, врачи создают ситуацию успеха ребенку и его родителям, поэтому родители постоянно обращаются в Центр за психолого-педагогической и психотерапевтической помощью в кризисной ситуации. Пе­дагогическая позиция работников Центра не борьба с неправильным образом жизни, а создание условий для нормального образа жизни. Оказываясь в воспи­тывающей среде, где созданы условия для преодоления сенсорной и эмоцио­нальной депривации, ребенок присваивает новые для него нравственные ценно­сти, которые затем несет в семью.Гуманистическая педагогика начинается с позиции педагога. Только про­фессионально подготовленный педагог, понимающий природу и проблемы ре­бенка, верящий в его возможности, освоивший современную педагогическую технологию воспитания и обучения сможет работать с детьми группы риска. Не случайно значительное внимание в Центре уделяется профессиональному ста­новлению педагогов, психологов, врачей, разработке инновационных программ повышения квалификации. (Петрынин А.Г., Печенкж A.M. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь: Учебное пособие. -М., 2001.-С. 53-61,73-81).Эффективность психолого-педагогической реабилитации и лечения по пси­хоневрологическим, наркологическим показателям повысилась благодаря:уровню осведомленности среди воспитателей, учителей, мастеров произ­водственного обучения о признаках наркологических и нервнопсихических за­болеваний, экстренности ответного реагирования;созданной в Центре гуманистической реабилитационно-воспитательной
системе;
слаженной работе педагогов, психологов, медицинского персонала;регулярно проводимой санитарно-просветительной работе;индивидуальным беседам-консультациям с воспитанниками и их родите­лями.Главным показателем эффективности деятельности Центра является пози­тивная динамика жизнедеятельности воспитанников Центра:
по данным информационно-аналитического Центра УВД Хабаровского края количество совершенных преступлений учащимися Центра реабилитации сокращается до 50 % в год;большинство выпускников Центра работают (253 чел.), продолжают обучение (119 чел., в том числе - 3 чел. - в высших учебных заведениях), служат в
рядах Российской армии (9 чел.), воспитывают собственных детей; рецидив (направление в места лишения свободы) составляет лишь 3-5 %;
отслеживается устойчивая тенденция к преодолению детьми отклонений в поведении;повышается уровень адекватности воспитанников, снижается уровень тре­вожности, нормализуется уровень агрессивности, враждебности и негативизма, растет самоуважение, наблюдается развитие навыков рефлексии, произвольно­ сти в эмоциональной сфере, снижается уровень криминального поведения;ремиссия от нарко и токсикозависимости у воспитанников к концу обучения составляет 65 %.По объективному опросу родителей, воспитателей Центра и данным ано­нимного опросника регистрируется:а)            снижение употребления спиртных напитков с 85 % до 50 %;с выраженной степенью случаев опьянения с 60 % до 25 %;с тенденцией к системному 12,5 %;б)           снижение употребления конопли с 74 % до 22,5 %;в)           снижение употребления таблетированных средств с 33 % до 2,5 %.
       Значение междисциплинарного психолого-медико-педагогического подхода 
к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в процессе формиро­вания новых моделей поведения, обучения, усвоения профессиональных навы­ков у детей переоценить невозможно. На основе Диагностики ребенок с нарко­зависимостью получает комплексное лечение, выстраивается программа его психолого-педагогической реабилитации.

      Находясь в атмосфере любви и взаи­мопонимания, мягкой опеки, стимулирующей его к преодолению патологиче­ских влечений, ребенок активно участвует в процессе искоренения порочных привычек, ощущает постоянное внимание и доброжелательную поддержку.