Сущность медицинской активности

 

Среди многих элементов здорового образа жизни следует выделить медицинскую активность (Ю.П. Лисицын).

Медицинская активность - это отношение к своему здоровью и здоровью других, выполнение медицинских предписаний и назначений, гигиенических рекомендаций, норм, правил посещения лечебно-профилактических учреждений и работы самих учреждений и других видов деятельности человека, групп населения в связи со здоровьем.

Это широкое и обобщающее понятие подчеркивает деятельность как самого человека, так и социальных институтов здравоохранения.

Слово «активность» в переводе с латинского означает «усиленную деятельность», «деятельное состояние». Однако деятельность не яв­ляется активностью. Мера выраженности деятельности, ее интенсивности и есть активность.

Любой вид социальной активности, свойственный человеку, и медицинская активность в том числе, характеризуются рядом признаков:

свободой (т.к. только не навязанная извне деятельность может быть активной),

творчеством, под которым понимается созидательная деятельность с элементами новизны и неповторимости,

осознанностью, т.е. такой деятельностью, которая осуществляется в соответствии с поставленной целью, с помощью определенных приемов, со знанием конечного результата деятельности.

Осознание человеком непреходящей ценности здоровья, потребности в личном участии в его сохранении и укреплении, не дожидаясь! ухудшения здоровья, является главным условием повышения меди­цинской активности.

Активизация всякой деятельности происходит через потребности. Потребности конкретизируются в мотивах, т.е. потребности мотивируются. Так, здоровым человеком здоровье как таковое осознается абст­рактно. И лишь ухудшение здоровья стимулирует его деятельность на улучшение здоровья. При этом «включается» деятельный механизм достижения цели (снять головную боль, улучшить аппетит, нормализо­вать сон и др.).

Исходя из определения активности как интенсивной деятельности, медицинскую активность можно определить как меру интенсивности внутренне осознанной, мотивированной, свободной и творческой дея­тельности индивидуума, групп, общества, направленных на сохранение и наращивание физического и психического здоровья, а также его восстановление и поддержание на должном уровне при утрате.

Потребности, интересы, ценностные ориентации и установки являются детерминантами всякой активности, в том числе медицинской.

Некоторые ученые выдвигают понятия «профилактической активности» (К.И. Журавлева, И.А. Титова, 1988), «саногенной активности») (О.Е. Коновалова, 1999), «самосохранительного поведения» (И.В. Журавлева, 1987). В первом случае авторы учитывают поведение людей - соблюдение режима питания, труда и отдыха, физической активно­сти, устранения вредных привычек, активное и своевременное обра­щение за медицинской помощью, уровень санитарной культуры - которое, по сути, является проявлением здорового образа жизни. В под­тверждение этой позиции приводятся данные о влиянии образа жизни на заболеваемость. Так, среди работников с высоким уровнем профи­лактической активности в два раза выше индекс здоровья (11,4%) и ниже удельный вес лиц, болевших в течение года 2-3 раза (33,9%), меньше доля часто (2,5%) и длительно болеющих (5,8%). В группе с высокой профилактической активностью наибольший процент здоро­вых и практически здоровых лиц (10,6%) и меньшее количество людей с хроническими заболеваниями.

Под саногенной активностью автор понимает деятельность инди­вида (семьи) по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, т.е. гигиенического поведение.

Самосохранительное поведение предполагает систему действий и отношений, опосредующих заболеваемость и продолжительность жиз­ни. Этот постулат опирается на осознании ценности здоровья с мотивационными установками на поддержание и укрепление здоровья. Та­ким образом, самосохранительное поведение представляет классиче­скую модель здорового образа жизни.

Следовательно, все указанные понятия в терминологическом смысле не привносят ничего нового, дублируют друг друга, отражая одну суть - сохранение и укрепление здоровья, - что позволяет рас­сматривать их как категорию медицинской активности.

Здоровье и болезнь рассматриваются как качественно различные состояния целостного преобразовательно-приспособительного процесса человеческой жизнедеятельности. Процесс нарушения «меры» преобразовательно-приспособительной активности человека, его жиз­недеятельности и есть болезнь, патологическое состояние организма. Болезнь (патологизация) - это тормоз, барьер на пути гармонизации .наивности и развития личности, средство разрушения, деградации не только организма, но и личности человека. Т.е. болезнь - это качест­венное нарушение соматической, психической и личностной активности.

 

Но болезнь возникает не сразу, не вдруг. Переход здорового со­стояния в болезнь проходит этап предболезни, преморбидного состоя­ния, которое еще называется «третьим» состоянием. Поэтому очень важно не только предупреждение «третьего» состояния, болезни и ее осложнений как взаимосвязанных этапов возникновения патологиче­ского процесса, но и при выявлении «третьего» состояния установле­ние причин его возникновения и последующая коррекция поведения с целью нивелирования негативных влияний на здоровье. Однако боль­шинство людей не понимает личной, а тем более социальной опасности «третьего» состояния, а боится только болезни, связывая с ней ухудшение работоспособности, ограничение форм досуга, уменьшение продолжительности жизни. При этом в психологии больного человека преобладает пассивное ожидание помощи со стороны медиков и нет потребности мобилизовать свои собственные возможности для вос­становления разрушенного здоровья. Вытеснение из сферы общест­венной психологии патологической ориентации, обусловленной культом неразумных, примитивных удовольствий, достигаемых любой ценой — даже здоровьем, формирование культуры здоровья как альтер­нативы нездоровому поведению приобретают социально-культурное, социально-психологическое, социально-оздоровительное значение. Предупреждение «третьего» состояния - это здоровый образ жизни. Формирование здорового образа жизни проходит этапы формирования потребностей, ценностных ориентации, здорового стиля поведения, т.е. активизации человека как личности, направленной на повышение уровня физиологической, психологической сопротивляемости, защиты его жизнедеятельности как предпосылки всестороннего и гармонического развития. А это, прежде всего, является проявлением медицинской активности с позиции первичной профилактики.