Учись, студент

 

УЧИСЬ, СТУДЕНТ?!

 

А.Г. ТИЩЕНКО

 

А.Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы ВС РФ.

 

16 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 13 февраля 2002 г. <*>

--------------------------------

<*> Принят Государственной Думой 25 января 2002 г., одобрен Советом Федерации 30 января 2002 г.

 

В соответствии со ст. 1 указанного Закона подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. изложен в следующей редакции:

"а) (право на отсрочку от призыва на военную службу имеют) обучающиеся по очной форме обучения в:

государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу для получения профессионального образования сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска).

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу не распространяется на граждан, отчисленных из образовательных учреждений за нарушение их уставов или правил внутреннего распорядка.

Граждане вправе воспользоваться предусмотренной настоящим подпунктом отсрочкой от призыва не более двух раз (для получения образования данного и более высокого уровня)".

Как можно заметить из приведенного выше текста Закона, государство признало право на получение отсрочки от призыва на военную службу за еще одной категорией граждан, а именно за гражданами, обучающимися по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования на время обучения. При этом для них установлено возрастное ограничение предоставления отсрочки от призыва - 20 лет.

Кроме изменений, касающихся предоставления отсрочки гражданам, обучающимся в соответствующих образовательных учреждениях по очной форме обучения, в вышеназванный Закон внесены два новых условия, ограничивающие право предоставления отсрочки обучающимся в образовательных учреждениях профессионального образования, о которых будет сказано ниже.

В связи с вышеизложенным возникла необходимость вернуться к вопросам и проблемам, связанным с существующим порядком предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу на основании подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Прежде всего конкретизируем круг граждан, которые с 16 февраля 2002 г. получили право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу. Для того чтобы это сделать, необходимо знать виды образовательных учреждений, относящихся к такому типу, как общеобразовательные учреждения.

Перечень видов образовательных учреждений содержит письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений" от 17 февраля 1997 г. N 150/14-12. В соответствии с ним государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения состоят из трех типов образовательных учреждений: собственно общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ - интернатов и образовательных учреждений для детей - сирот.

Каждый из типов общеобразовательных учреждений состоит из следующих видов образовательных учреждений.

Тип - общеобразовательное учреждение:

виды:

начальная общеобразовательная школа;

основная общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль): химия, математика, физико - математический профиль, гуманитарный профиль и др.);

лицей;

гимназия;

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК);

центр образования;

открытая (сменная) общеобразовательная школа;

кадетская школа.

 

Тип - общеобразовательная школа - интернат:

виды:

школа - интернат начального общего образования;

школа - интернат основного общего образования;

школа - интернат среднего (полного) общего образования;

школа - интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;

гимназия - интернат;

лицей - интернат;

санаторно - лесная школа;

санаторная школа - интернат;

кадетская школа - интернат.

Тип - образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

виды:

детский дом;

детский дом - школа;

школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

санаторный детский дом;

специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Тип негосударственных образовательных учреждений (как, впрочем, и государственных), имеющих государственную аккредитацию, определяется по самому высокому уровню реализуемой им образовательной программы. Например, для так называемого учебно - воспитательного комплекса "начальная школа - сад" такой программой является программа начального общего образования, для учебно - воспитательных комплексов "основная школа - сад" - программа основного общего образования, "средняя школа - сад" - программа среднего (полного) общего образования. Тип такого образовательного учреждения - общеобразовательное учреждение, а виды соответственно: начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа.

Таким образом, с 16 февраля 2002 г. право на отсрочку получили граждане, обучающиеся по очной форме обучения в указанных в Законе общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом каких-либо иных условий, оговаривающих право на предоставление отсрочки от призыва для этой категории граждан, как-то: переводы, отчисления, восстановления, академические отпуска и иные - Законом не предусмотрено. А это значит, что рассматриваемой категории граждан при достижении 18-летнего возраста и старше может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу при обязательном выполнении следующих установленных Законом необходимых и достаточных условий:

- обучение гражданина по очной форме обучения;

- возраст гражданина не должен превышать 20 лет.

Здесь самое время напомнить о том, что под отсрочкой от призыва на военную службу понимается такое решение призывной комиссии военного комиссариата, которое освобождает потенциального защитника Отечества от самой почетной конституционной обязанности на время, установленное законом в общем случае и рассчитанное призывной комиссией индивидуально.

Закон устанавливает несколько оснований, по которым может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Но все виды оснований предоставления отсрочки от призыва на военную службу объединяют следующие общие особенности:

1. Решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу вправе вынести только призывная комиссия военного комиссариата и только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

2. На основании документов, подтверждающих право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, призывная комиссия военного комиссариата решение принимает один раз при первоначальном рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину этого права (однако решение призывной комиссии в случае несогласия гражданина с ним можно обжаловать в установленном порядке).

3. В случае истечения срока предоставленной гражданину отсрочки от призыва на военную службу или утраты оснований, по которым она была ему предоставлена, гражданин подлежит призыву на общих основаниях.

4. Если по достижении 27-летнего возраста гражданин не утратил право на предоставленную отсрочку (на предоставление отсрочки) от призыва на военную службу, то решением призывной комиссии он зачисляется в запас.

Как мы уже отмечали, новая редакция подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" внесла ограничения на предоставление отсрочки от призыва гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях профессионального образования.

Первое из ограничений связано с нормативными сроками освоения основных образовательных программ, второе - со сроком обучения в предыдущем образовательном учреждении того же уровня (в случае повторного поступления в образовательное учреждение). Попробуем смоделировать порядок реализации новой редакции подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на практике.

Закон "Об образовании" установил следующие уровни профессионального образования:

1 - начальное профессиональное образование;

2 - среднее профессиональное образование;

3 - высшее профессиональное образование;

4 - послевузовское профессиональное образование.

 

Последовательно преодолевая эти уровни образования, гражданин на каждом из них будет обучаться впервые. Отсрочка от призыва на военную службу может быть предоставлена ему лишь дважды, например для обучения в среднем и высшем профессиональном образовательном учреждении.

Правом на отсрочку гражданин может воспользоваться только тогда, когда на момент призыва он уже будет обучаться в указанных образовательных учреждениях по очной форме обучения (существуют также такие формы обучения в образовательном учреждении, как очная, очно - заочная, заочная, экстернат и др.).

Обратим внимание на то, что подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предоставляет гражданину права на получение отсрочки от призыва на военную службу во время приема документов на поступление и во время сдачи гражданином вступительных экзаменов в соответствующие образовательные учреждения профессионального образования. Например, если гражданину исполнилось 18 лет во время обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, то на время обучения в этом образовательном учреждении, но не свыше нормативных сроков обучения в нем ему будет предоставлена первая отсрочка от призыва. По окончании образовательного учреждения среднего профессионального образования гражданин теряет право на отсрочку от призыва на военную службу и будет призван на нее на общих основаниях, несмотря на то что он в это время, например, сдает вступительные экзамены в вуз.

Для того чтобы воспользоваться второй раз гарантированным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" правом на отсрочку от призыва на военную службу, гражданину необходимо на момент призыва быть зачисленным (обучаться) в образовательное учреждение профессионального образования (в нашем примере - это вуз).

Призыв на военную службу в общем случае проводится призывными комиссиями военных комиссариатов два раза в год с 1 апреля по 30 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Если гражданин по каким-либо причинам (кроме нарушения уставов или внутреннего распорядка образовательного учреждения) был отчислен из, например, образовательного учреждения высшего профессионального образования и при этом для обучения в нем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, то при повторном поступлении гражданина в этот или любой другой вуз, относящийся к государственным, муниципальным или имеющим государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, право на отсрочку от призыва на военную службу будет за ним сохранено. Здесь также не стоит забывать о том, что если время повторного поступления гражданина в вуз придется на момент призыва на военную службу, то он будет призван на нее на общих основаниях. Кроме того, если гражданин обучался в предыдущем образовательном учреждении того же уровня более трех лет <*>, право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу для получения профессионального образования за ним не сохраняется. И в этом случае даже после повторного поступления в это же или другое образовательное учреждение того же уровня гражданин будет призван на военную службу установленным порядком.

--------------------------------

<*> Дату начала обучения определяет приказ руководителя образовательного учреждения о зачислении гражданина в списки учащихся учреждения, дату окончания - приказ руководителя образовательного учреждения об отчислении гражданина из образовательного учреждения.

 

Обучаясь в указанных в подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" образовательных учреждениях и при этом впервые используя право на отсрочку от призыва на военную службу по данному основанию, гражданин может уйти в академический отпуск или перевестись в другое образовательное учреждение данного уровня не более одного раза. Если в рассматриваемой ситуации гражданин воспользуется академическим отпуском второй раз (или переведется в третье образовательное учреждение данного уровня), то право на отсрочку от призыва он утратит и будет призван на военную службу на общих основаниях.

Следует заметить, что прежняя редакция подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" прямо устанавливала правило, по которому гражданин, использовав отсрочку от призыва на военную службу по данному основанию повторно, в случае ухода в академический отпуск или перевода в другое образовательное учреждение данного уровня лишался права на отсрочку и подлежал призыву на военную службу на общих основаниях. Текст и смысл новой редакции подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" позволяет сделать вывод о том, что за гражданином, повторно поступившим в образовательное учреждение того же уровня или поступившим в образовательное учреждение более высокого уровня, в случае однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня или однократного использования им академического отпуска сохраняется право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу.

Необходимо знать, что правило о сохранении за гражданами права на отсрочку от призыва на военную службу в случае их однократного перевода действует только тогда, когда однократный перевод состоялся по их инициативе.

Если же образовательное учреждение прекратило свою деятельность, а граждане, обучающиеся в нем и пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, были переведены в однотипные образовательные учреждения того же уровня образования установленным порядком, считать этот перевод однократным не представляется правомерным. После такого перевода за гражданином сохранится право на отсрочку от призыва в случае последующего перевода в образовательное учреждение того же уровня по своей инициативе.

Как видно из подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", гражданин имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в случае обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (о праве граждан, обучающихся в соответствующих общеобразовательных учреждениях, на предоставление отсрочки от призыва на военную службу, мы говорили выше).

Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально - технических и иных училищах данного уровня (п. 2 ст. 22 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г.), имеющих целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

В п. 8 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г., установлены следующие виды средних специальных учебных заведений:

 

техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В соответствии с п. 12 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264, обучение в целях получения высшего профессионального образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:

а) университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно - педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

б) академия - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно - педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

в) институт - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Кроме того, указанным Типовым положением предусмотрено создание университетских (академических) комплексов, объединяющих образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Указанные комплексы как единые юридические лица создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ Правительством Российской Федерации, а также по согласованию с федеральным органом управления образованием соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Отсрочка от призыва на военную службу по подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" является правом граждан, для получения которого им необходимо изъявить свое желание в форме письменного заявления на имя председателя призывной комиссии военного комиссариата, к которому приложить следующие документы:

- справку, подписанную руководителем или заместителем руководителя образовательного учреждения, в которой должны быть указаны дата и номер приказа об обучении гражданина (зачислении) в это образовательное учреждение, а также: для граждан, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, - дата окончания времени обучения в них; для граждан, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, - дата истечения нормативного срока освоения основных образовательных программ данных образовательных учреждений. Если гражданин проходит обучение на военной кафедре образовательного учреждения, заключив соответствующий контракт, то в справке об этом делается запись. Справка заверяется печатью образовательного учреждения.

Кроме того, если гражданин обучается в негосударственном образовательном учреждении, то в призывную комиссию ему необходимо представить нотариально заверенную копию свидетельства о государственной аккредитации данного образовательного учреждения по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) установленного образца.

Последний абзац новой редакции подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установил, что граждане вправе воспользоваться предусмотренным настоящим подпунктом правом не более двух раз. Первый раз гражданин вправе воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, обучаясь в образовательном учреждении данного уровня, второй - обучаясь в образовательном учреждении более высокого уровня.

Подводя итог нашему краткому исследованию новой редакции подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", подчеркнем, что в соответствии с ней и в отличие от предыдущей редакции настоящего подпункта при повторном поступлении в образовательное учреждение того же уровня или однократном переводе в образовательное учреждение того же уровня либо однократном использовании академического отпуска гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях профессионального образования, право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за ними и считается предоставленным впервые.

 

В новой редакции подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не нашла отражения проблема, связанная с предоставлением отсрочки гражданам, обучающимся в неаккредитованных филиалах аккредитованных по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) базовых негосударственных образовательных учреждений профессионального образования.

Суть проблемы заключается в следующем. В соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданам, обучающимся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставлено право на получение отсрочки от призыва на военную службу.

Согласно вышеуказанному подпункту право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся в филиалах негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), несмотря на то что сами филиалы не имеют государственной аккредитации (мнение автора).

Для лучшего понимания данного положения необходимо различать, условно говоря, две правовые плоскости обсуждаемой проблемы.

Первая касается непосредственно права филиала образовательного учреждения, как его структурного подразделения, на самостоятельное осуществление образовательных программ в соответствии с содержанием и качеством, требуемым государственными образовательными стандартами, на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Вторая правовая плоскость - право граждан, обучающихся в неаккредитованных филиалах аккредитованного образовательного учреждения, на получение отсрочки от призыва на военную службу.

Чем с точки зрения прав, льгот, гарантий и компенсаций в области получения образования, предусмотренных законодательством России для граждан, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, отличается положение гражданина, обучающегося в базовом образовательном учреждении, от положения гражданина, обучающегося в филиале этого же учреждения по таким же направлениям подготовки (специальностям)?

И в том и в другом случае граждане проходят обучение в одном и том же образовательном учреждении, обучаются по очной форме обучения, осваивают одну и ту же образовательную программу. Если филиал образовательного учреждения не имеет государственной аккредитации, то гражданин, обучающийся в нем, проходит текущие и итоговую аттестации в базовом образовательном учреждении. Если филиал аккредитован - текущие и итоговую аттестации гражданин может пройти как в самом филиале, так и в базовом образовательном учреждении.

По завершении обучения выпускники базового образовательного учреждения и выпускники его (учреждения) филиала(ов) получают установленные документы государственного образца о соответствующем уровне образования, независимо от того, имеет филиал образовательного учреждения государственную аккредитацию или нет. В документах государственного образца о соответствующем уровне образования указывается наименование образовательного учреждения, выдавшего их, а не филиала этого учреждения.

Более того, например, п. 10 ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. (с соответствующими изменениями и дополнениями) прямо говорит о том, что статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию (а таковым является и студент неаккредитованного филиала данного вуза), в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии.

Таким образом, получение неаккредитованным филиалом аккредитованного образовательного учреждения государственной аккредитации расширяет права филиала по осуществлению образовательного процесса, т.е. улучшает его правовое положение как субъекта правоотношений, связанных с реализацией образовательных программ.

В то же время получение государственной аккредитации филиалом образовательного учреждения не влечет изменения статуса обучающегося в нем гражданина, так как независимо от наступления указанного события начиная с приема гражданина в образовательное учреждение и до его выпуска он является гражданином, обучающимся в негосударственном образовательном учреждении профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Утверждать обратное - значит противоречить действующему в России законодательству об образовании. Такого понятия, как учащийся филиала образовательного учреждения, вообще не существует.

В связи с вышеизложенным законные основания для отказа в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" учащимся неаккредитованных филиалов негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), отсутствуют.

Тем не менее призывные комиссии военных комиссариатов такой категории граждан отсрочку от призыва на военную службу не предоставляют, приводя в обоснование своей позиции различные аргументы, в том числе разъяснения Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Министерства образования Российской Федерации.

К сожалению, новая редакция подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" эту проблему "обошла стороной".

 

comments powered by HyperComments